О мостиках на торпедных катерах

топ 100 блогов sergiovillaggio06.06.2021 Все наверняка знают, что одним из общих конструктивных недостатков советских торпедных катеров периода Великой Отечественной войны были крайне неудобные рабочие места командиров.
Поясню, о чем речь...

Посмотрим на то, откуда осуществлялось управление катером в других флотах.

Начнем с нашего главного противника - Кригсмарине.
Поначалу командные мостики их ранних "шнелльботов" располагались перед рубкой. Это было не очень удобно и в плане обзора, и в плане передачи команд, поэтому на серии S-26 появился привычный нам мостик позади и выше ходовой рубки.
О мостиках на торпедных катерах
О мостиках на торпедных катерах
В боевом походе на нем обычно находилось 5 человек, включая командира и боцмана, являвшегося по факту старшим помощником. Рулевой со штурвалом размещался в ходовой рубке, командир передавал ему команды по переговорной трубе, сам же был освобожден от непосредственно "руления". Изогнутая форма передней стенки мостика создавала перед ним некий "воздушный щит", позмолявший находящемуся за ним личному составу вполне конфортно себя чувствовать на высокой скорости.

Торпедные катера Королевского флота так же управлялись исключительно с открытых мостиков, вне зависимости от типа:
вот самый первый межвоенный MTB-03 от "Бритиш Пауэр Бот", снятый на Китайской станции в 1940 году:
О мостиках на торпедных катерах

вот 55-футовый торникрофтовский MTB-27, практически не изменившийся с момента создания (тоже на Китайской станции примерно в то же время)
О мостиках на торпедных катерах

вот самый массовый "Воспер" в лице MTB-206 на учениях близ Веймута в 1942 году:
О мостиках на торпедных катерах
На всех трех - открытые мостики (на "восперах" имелся пост управления в рубке, но использовался он сугубо в качестве резервного, ибо командиры считали, что обзорность и удобство передачи команд - превыше всего. Кроме того, в рубке находился штурманский столик, на котором при необходимости можно было работать с картами). Причем у двух первых на мостике имеются прозрачные козырьки, а на "Воспере" - ветровой экран хитрой британской конструкции, применявшейся на кораблях всех классов.

Аналогичную картину можно наблюдать у американцев. Например, вот вам РТ-285 типа "Хиггинс" 78-футовый:
О мостиках на торпедных катерах
При наличии весьма просторной рубки командир находится на мостике.
Кстати, мостики американских торпедных катеров было весьма неплохо оборудованы, о чем можно судить на примере РТ-486 (тип 80-футовый ЭЛКО):
О мостиках на торпедных катерах

Идём дальше...
Итальянцы на своих небольших MAS'ах вели управление откуда? Правильно - с мостика. Вот фотография представителя самой распространенной "500-й" серии - MAS-558:
О мостиках на торпедных катерах
...и даже ветроотбойник присутствует.

Обратите внимание: в отличие от немцев, командиры британских, американских и итальянских катеров в штатном режиме самостоятельно вели управление катером (грубо говоря, рулили за штурвалом), однако имели возможность передать штурвал кому-то из команды, например, боцману.

А вот в нашем флоте, увы, всё было печально. Конструктор А.Н. Туполев, создавший первые серии советских торпедных катеров, привнёс в них "авиационную философию", сказавшуюся, в числе прочего, на способе управления. На катерах типов Ш-4 или Г-5 командир был буквально втиснут в тесную рубку, из которой мог только высунуться через узкий люк.
О мостиках на торпедных катерах
При этом штурвалом "рулил" он сам и в силу тесноты передать управление никому не мог. Можете себе представить, какими навыками эквилибриста следовало ему обладать, чтобы в бою управляться и с прицелом, который находился на передней части крыши рубки (он виден на снимке - такой полукруглый сектор), и со штурвалом, находившемся в рубке.
Вообще, расположение боевых постов на Г-5 было таким, что ни заменить, ни помочь друг другу без проблем было невозможно. А еще и палуба покатая!
О мостиках на торпедных катерах

Но если на туполевских катерах подобные неудобства еще можно объяснить их "авиационным" происхождением, то вот дальше... Разве что пресловутая костность и шаблонность мышления. Ибо зачем повторять подобное размещение командира на вполне беде немаленьком Д-3 - понять невозможно. Видно же, то места там вполне достаточно, чтобы оборудовать нормальный мостик с доступом нескольких человек:
О мостиках на торпедных катерах

Вот что еще странно. Как известно, Д-3 переделывались из торпедных катеров в сторожевые. Поначалу рубки им не переделывали, но очень скоро, получив соответствующие отзывы с флота, завод стал оборудовать их полуоткрытым мостиком за рубкой:
О мостиках на торпедных катерах
А в 1944 году сторожевые катера типа Д-3 строились уже с рубками слегка измененной конструкции, где мостик был штатным:
О мостиках на торпедных катерах

Однако на торпедных катерах ничего подобного не появилось, несмотря на проводимые модернизации, подобные этой:
О мостиках на торпедных катерах

Похоже, ни перед войной, ни в ходе нее проблема удобства управления катером до конца не осознавалась нашими моряками. Любопытно, что на катер СМ-3 взгромоздили высоченную полностью закрытую ходовую рубку, из которой командиру опять же приходилось высовываться:
О мостиках на торпедных катерах

Ничего, в сущности, не поменялось и на "Комсомольцах", пошедших в серию уже во время войны - тот же люк, из которого командир мог высунуться, максимум, по плечи:
О мостиках на торпедных катерах

Полноценные же мостики на советских торпедных катерах появились только в плслевоенное время на проектах 123К и ТД-200-бис, причем в обоих случаях это были мостики характерного "британского" образца:
О мостиках на торпедных катерах
О мостиках на торпедных катерах

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Канаде река под названием Голдстрим, протекающая в живописной местности в провинции Британская Колумбия, неожиданно стала светиться и была ярко-зеленой около часа, чем обеспокоила биологов и местных жителей.   Эксперты по охране ...
Хотите сделать красивую бумажную кошку для своего ребенка? Тогда берите лист бумаги нужного цвета и размера и вперед! 1. Сгибаем и разгибаем ромб по диагонали 2. Загибаем верхние уголки 3. Складываем сверху вниз фигуру пополам 4. Теперь ...
Сегодня я расскажу еще об одной инсталляции, которая экспонируется в музее Шереметьевых в Михайловской казематированной батарее Севастополя. Это советская пулеметная точка, располагавшаяся здесь во время заключительной фазы обороны ...
Батька Лукашенко выступил с в общем то очевидным заявлением, что поскольку без участия США какая-либо стабильность на Украине не возможна, то было бы уместно американцам в каком-нибудь виде подключится к переговорам, которые ведут уже не первый месяц Россия и ЕС, но все без особого успе ...
На примере УНКВД по Одесской области рассмотрим пример того, как вертикаль управления чекистов сожрала себя практически полностью. 3 июля 1937 года секретарь ЦК СТАЛИН рассылает шифровки секретарям обкомов и крайкомов извещающие о начале операции против антисоветских и контрреволюционных ...