О "миссионерском понтификате" в цифрах
diak_kuraev — 08.02.2021 Лишь 23% россиян от 18 до 24 лет считают себя православными — по опросу 2019 года, проведенному ВЦИОМ, В следующей возрастной категории, 25-34 года, таковых 62% — разрыв огромный.61% студентов от 18 до 23 лет без осуждения относятся к представителям сексуальных меньшинств — ту же позицию декларируют 53% их ровесников, не являющихся студентами (то есть тех самых «рабоче-крестьянских» ребят, которых нередко противопоставляют образованной молодежи). Это из опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного еще в 2017-м
Для сравнения: в возрастной категории 24-28 лет толерантность в этом вопросе проявили 45%, а 29-34 года — только 37% всех респондентов). Прошло несколько лет, но отмеченная социологами тенденция, похоже, сохраняется, постепенно распространяясь на более старшие возрастные группы
https://www.ej2020.ru/?a=note&id=35841
Но об этом я писал год назад:
Было:
2010 год
Отношение россиян к религии в зависимости от возраста:
18–24 года - 38 процентов.
http://ecsocman.hse.ru/data/2013/07/23/1251240487/2010_2(96)_10_Kofanjva.pdf
2019 год:
18–24 года - 23 процента
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9847
Аналогичную динамику показывают опросы в элитных университетах России:
В 2012 году число исповедующих православие студентов МГУ сотсалвляло 50,5%.
В 2018м - 31,5%.
Уменьшение в 1,6 раза.
В СПбГУ в 2012 г. - 45,5%
в 2018 г. - 28,9%
То есть мой тезис о том, что православие стало религией городской интеллигенции все же еще остается в силе.
Причины такого серьезного провала как объективные, так и субъективные (не-неизбежные).
Объективные: общий тренд на секуляризацию в западном мире; отсутствие контрастного опыта жизни в атеистическом СССР у молодежи и их родителей; переход церкви из области экзотики в мир обыденности (расколдовывание и профанация).
Субъективный: стратегическая ошибка патриарха Кирилла в позицировании церкви. Избыточное проникновение "церковников" в мир детства и молодежи. "Двушечки". Выбор давяще-назидательной интонации. Ну, в общем, многое из того, о чем я в эти годы писал в своем журнале, но что замечал отнюдь не только я.
https://diak-kuraev.livejournal.com/2560251.html
***
Из фб Алексея Коровина:
"На выходных читал воспоминания моего дальнего родственника, академика и вице-президента ВАСХНИЛ. Рукопись датирована серединой 70-х гг. прошлого века. Вот как мой родственник описывает свои юношеские годы: «Я всё больше и больше втягивался в общественную работу, приближался к комсомолу. Меня, в частности, почему-то особенно привлекала антирелигиозная работа. Много в ней было задора». Следом мой родственник вспоминает о выступлениях некого «попа-расстриги Ионы Брихничева: «Это был огромный бородатый мужчина, прекрасный оратор. Он безжалостно разоблачал религию, едко высмеивал служителей культа. А ведь это были 1924 и 1925 гг., когда в Москве работали все «сорок сороков» церквей и подавляющая масса населения верила в Бога». Будущий академик продолжает: «Конечно, особенно серьёзной работы нам не поручали, но, как могли, я и мои сверстники помогали обществу. В газете «Безбожник» были напечатаны и мои первые заметки. К сожалению, они не сохранились».
Помню, как в конце средней школы, оставшись в классе на дежурство, я нашёл в шкафу учебник научного атеизма. Я перелистал книгу, и почему-то мне понравились именно те цитаты, которые наиболее едко высмеивали составители учебника. Евангельское содержание резко контрастировало с ещё советской действительностью, - а шёл, вероятно, 1985 или 1986 год - и я захотел узнать больше. Я утащил учебник домой и от корки до корки его проштудировал, выискивая, как чешуйки золота в руде, намёки на что-то Большее. Да, наверно, я чувствовал тот же «задор», какой шесть десятилетий назад испытывал мой дальний родственник. Новое, ошеломляюще прекрасное, ломало старое и косное. Оказывалось, что каждый свободен и бессмертен. Я бессмертен!..
Мне страшно представить, с кем или с чем будут бороться наши внуки и правнуки."
|
</> |