О миниатюризации и гигантомании
tito0107 — 12.02.2021 В недавнем посте я писал о закономерности (о ней говорит, например, Митио Каку), по которой технические устройства (а техническим устройством можно назвать почти всё, что угодно), созданные человеком со временем становятся всё миниатюрнее, дешевле и доступнее."Фотодром" Мейбриджа - "прапрадедушка" видеокамеры в вашем смартфоне.
Тут следует сделать некоторые оговорки.
1. В устройстве можно выделить "служебную" и "полезную" часть. Скажем, в телевизоре "полезная" часть - экран, "служебная" - всё то, что нужно для того, чтобы на экране появилось изображение. Так вот, общий размер (объём, площадь, масса) устройства уменьшается за счёт уменьшения служебной части при сохранении производительности и качества. "Полезная" же часть при этом может оставаться неизменной в своих размерах, а может увеличиваться, если в этом есть необходимость. Нередко служебная часть уменьшается а производительность и качество всё рано растут. Первые телевизоры представляли собой огромные ящики с крошечным экранчиком, на котором было очень плохое изображение, современные телевизоры - по сути дела один большой экран и изображение на нём великолепного качества. Тут можно вспомнить первые компьютеры, телефоны, носители информации и т.д.
2. Некоторые устройства имеют свой оптимальный размер, который находится достаточно быстро по историческим меркам, а потом на протяжении многих веков остаётся неизменным. Производительность при этом, если и увеличивается, то не сильно (скажем, лопата, или зубная щётка). Впрочем, цена даже таких банальных вещей со временем снижается, а доступность увеличивается.
3. Несколько иной случай: "устройство для чтения" должно быть таким, чтобы его было удобно держать в руках, на расстоянии нескольких десятков сантиметров от глаз. Объём текстовой информации, содержащейся на глиняной одной табличке из Месопотамии, или римской цере сопоставим с объёмом информации, содержащейся на странице бумажной книги, или блокнота, а также на экране планшета, большого смартфона, или бук-ридера. Однако, если информацию, содержащуюся, например, в 100-страничной книге (планшете) записать на глиняных табличках, эти "кирпичи" потянут на несколько десятков кг - такую "книжечку" с собой не потаскаешь. Зато в современных электронных устройствах можно таскать с собой огромную библиотеку, при этом, кроме библиотеки там будет ещё много чего. Тут "полезная площадь" - площадь страницы с текстом, всё остальное - "служебная часть".
4. Как совершенно верно заметили в комментариях к посту, на который ссылка вначале, технические устройства могут не только уменьшаться, но и увеличиваться в размерах. Действительно, современный лайнер, или танкер намного больше первых кораблей, не говоря уже о лодках и плотах. Но он и производительнее намного: намного больше перевозит груза, а если даже число пассажирских мест уменьшается, то увеличивается комфортность. Это, так сказать, технико-экономическая причина гигантомании. Другая причина - психологическая, точнее тут две причины, часто сливающиеся в одну. Предмет может увеличиваться потому, что в малом размере он уже не производит того впечатления, как раньше (это касается, например, моды, увеличения ширины юбок,например, и т.д.). Вторая - банальные понты, или, как выразился некогда один известный человек - "детская болезнь крутизны".
Вчера хотел написать побольше, а что именно, уже забыл.) Вспомню - напишу.
|
</> |