О МАЛЫХ ЦЕРКОВНЫХ ЧИНАХ

топ 100 блогов abbatus_mozdok27.12.2023

Из глубокой древности мы знаем о нескольких малых (ὑπηρέτης) степенях служения – свещеносец, чтец и иподиакон. Лицо, возведенное в одну из этих трех начальных степеней клира, именуется ὑπηρέτης – «прислуга», «ординарец», своего рода «паж». И это слово встречается во всех трех молитвах посвящения.
Тут следует особо подчеркнуть, что свещеносец и чтец – это изначально не одна степень, а две, но по непонятным причинам эти две степени слились в одну. Однако при внимательном рассмотрении мы видим, что это две отдельные степени, потому что все три посвящения имеют одну «схему»: Благословение кандидата – облачение – молитва – вручение инсигний – объявление о посвящении. Только в хиротесии свещеносца идет сначала молитва, а потом облачение.
СВЕЩЕНОСЕЦ: После поклона в ноги посвящающему получает благословение, следом читается молитва с возложением руки, одевается в какую-то специальную одежду, наз. στολὴ (но это не стихарь, возможно, было нечто вроде альбы латинских министрантов) и получает свечу.
ЧТЕЦ: После поклона в ноги посвящающему получает благословение и пострижение, затем чтение молитвы с возложением руки, одеяние в короткий фелонь и вручение апостола. В Византии посвящение во чтецы принимали все певчие храмового хора. Поэтому во многих формулярах эта хиротесия именуется «Поставление чтеца и певца».
ИПОДИАКОН: После поклона в ноги посвящающему получает благословение и опоясывается орарем, затем чтение молитвы с возложением руки, вручение сосудов для омовения рук.
Мы видим, что у каждой степени своя одежда и своя инсигния служения: Свещеносец одевается в стихарь и получает свечу; чтец одевается в короткий фелонь и получает апостол; иподиакон опоясывается (или точнее, как это называлось прежде, «стихарным поясом») и получает рукомойник.
Но в современном же скомканном варианте свещеносец не имеет своего одеяния, короткий фелонь надевается на чтеца без исподнего (т.е. стихаря), а иподиакона облачают сразу в две ризы – стихарь и орарь.
Как получилось так, что свещеносец и чтец скомкались в один чин? – Видимо, это результат того, что древнейшие из дошедших до нас формуляров не знают степени свещеносца (кстати, его нет и в современном греч. Евхологии, но там присутствует молитва «о приступающих к служению в храме», которая и помещается в начале чинов поставлений перед чином чтеца и не имеет никаких инсигний – только молитва ). Barberini gr. 336 начинает чины поставлений со чтеца. Впервые свещеносец появляется в Евхологии Coislin gr. 213 (рукопись коего датирована 1027 годом) .
СЛАВЯНСКИЙ чин поставления чтеца представляет собою стихийное и непоследовательное смешение элементов обоих чинов: 1-я молитва – это поставление свещеносца (а это – отдельный чин). Но вместо того, чтобы после этой молитвы одеть на посвященного столу или стихарь и вручить ему свечу, его начинают постригать во чтецы. Откуда после пострижения взялись многочисленные тропари? – Дело в том, что изначально этот постиг был настоящей «стрижкой в парикмахерской»: поставляемого во чтецы стригли «определенным образом», выстригая гуменцо клириков. Т.е. епископ символически постригал крестовидно, а затем поставляемого отводили в сторонку и стригли уже «по-настоящему». В это то время и пели все эти тропари (некоторые чины предписывают петь по 3 раза каждый). Затем постриженного подводили снова епископу, он облачался в фелонь и получал апостол. Затем – прочитав фрагмент в апостоле – он снова снимал фелонь и облачался в стихарь, получая свечу (т.е. то, что он должен был бы получить в самом начале). Греки в чине поставления чтеца тоже одно время пели тропари – ровно до той поры, когда у них прекратилась «настоящая» стрижка (время которой и должны были занять исполняемые тропари). В Евхологиях с XVII в. эти тропари исчезли, как исчезло и предписание «стричь в притворе гуменцо». Поэтому и мы сейчас опускаем эти тропари.
Так же иначе, как безобразием нельзя назвать то, что посвящение в эти степени перестали совершать в установленных для этого местах, а совершают все в одно время в одном месте – перед началом литургии. Тогда как изначально местом посвящения в каждую степень была та часть богослужения, которая максимально выражает само служение энной степени:
СВЕЩЕНОСЕЦ получал посвящение при «первом входе» епископа в храм, т.е. сразу (видимо, реликтом этого является то, что сейчас все посвящаемые кланяются в ноги епископу именно перед чтением входных молитв). Входя, епископ поставляет свещеносца, вручает ему свечу, и тот предшествует предстоятелю со свечей, т.е. исполняет свое служение. Так же важно учесть, что второе название степени свещеносца было ДЕПУТАТ. Да, да, именно так. Обычно deputatum возводят к глаголу в средневековой латыни deputare – «указывать». Но с моей т.зр. греч. δεποτάτος можно вывести из относительного наречия δή-ποτε («когда-либо»). Это слово обозначает мелкого клерка.
ЧТЕЦ изначально посвящался сразу после восшествия предстоятеля в синтрон. Тут следует сделать исторический экскурс: Во многих восточных храмах существовал отдельный «амвон чтений», расположенный справа от центральной (алтарной) вимы. В Римском Обряде так же до реформ 1960-х гг. синтрон предстоятеля и клира располагался справа от св. трапезы (которая была расположена прямо у восточной стены). И до начала условной «херувимской» все клирики с предстоятелем располагались именно там, там же говорилась проповедь. Две первые степени считались «не-алтарными» и посвящение давалось вне алтаря. Когда – в Константинопольской традиции – отдельный амвон справа окончательно исчез, а клирики сразу стали входить в алтарь, располагаясь во время чтения на горнем (восточном) синтроне за св. трапезой, очевидно, чтеца стали посвящать именно там – у синтрона! Требование «посвящать вне алтаря», очевидно, трактовалось в том смысле, что посвящается не у св. трапезы. Итак, после восшествия предстоятеля в трон к нему подводится лицо, уже имеющее степень свещеносца (а потому одетое в стихарь), после поклона постригается и посвящается молитвой с возложением руки во чтецы. Одевается в короткий фелонь (который изначально был все-таки длиннее современных бутафорных, поскольку его цель была – так закрыть руки посвящаемого, чтобы он мог через эту пелену брать книгу, что отражено на многих древних миниатюрах: держащий Евангелие или другую книгу, как правило, держит ее через свернутый край своей одежды). Затем ему вручается Апостол и он выходит для его чтения. Предстоятель дает мир народу. Т.е. чтец читает не случайно выпавший фрагмент в Апостоле (куда архиерей ткнет пальцем), а он читает именно на литургии рядовое чтение.
ИПОДИАКОН же изначально посвящался «у врат диаконника», т.е. «храмовой кладовки», где сберегаются сосуды, где совершается начальное приготовление вещества для Литургии. Он следит за порядком в храме (стоит привратником), «возжигает светильники в обители Твоей славы» (т.е. следит за лампадами и свечами в алтаре) и служит омовению рук – священства и народа. Напомним, что изначально руки омывали все верующие, начиная с предстоятеля. И это был не только символ, но и элементарный знак уважения к святости Таинств, поскольку еще в VI в. Тело Христово принимали в руки все верующие. Но т.к. уже в IV храмы превратились в места сбора большого количества народа, омовение рук всего народа вышло из практики (уже Кирилл Иерусалимский ок. 385 г. упом. только омовение рук епископа и пресвитериума в своей 5-й Мистагогии). Отметим так же, что иподиаконские функции изначально представляли собою диаконские. Но с развитием церковной структуры диаконы IV-V в. были заняты социальными и административными вопросами (в сущности, они превратились в епархиальных казначеев, экономов и заведующих «социальными отделами», нередко еще совмещая это все с должностью личного секретаря епископа). Поэтому появился чин иподиаконов – как служителей «младших» и находящихся в полном послушании у диаконов. Если быть точными, то иподиаконы – это помощники не священника, а диакона. И потому весьма странно, что сейчас «на свечах» стоят иподиаконы (пусть иногда и условные, без посвящения), а не посвященные свещеносцы. Кстати, у белокриницких старообрядцев сохранилось, что именно посвященные свещеносцы стоят на дикирие-трикирие, на посохе, с книгами и носят хвост епископской мантии. А вот рипиды носят уже иподиаконы – поскольку это изначально диаконская инсигния. Временем посвящения иподиакона было удаление оглашенных (которых именно он, как привратник, должен был вывести из храма): после возгласа «Да и они с нами славят» посвящался иподиакон у дверей из алтаря в диаконник, а потом именно он выходил и возглашал «Оглашенные! Изыдите».
Отдельно стоит вопрос о месте причастия иподиакона и о прикосновении к св. трапезе. В разное время оба эти вопроса решались различно, но с точки зрения автора этих строк наиболее адекватным является версия с «прикосновением» (на нем обязанность следить именно за чистотой евхаристических сосудов, алтаря и св. трапезы, за лампадами и свечами, в т.ч. и напрестольными). Причастие он так же принимает в алтаре после диаконов.
* * *
ХИРОТОНИЯ или ХИРОТЕСИЯ?
В общепринятых сегодня номенклатурных названиях хиротонией именуются поставления диакона и выше, тогда как в официальном Чиновнике (что у греков, что у славян) посвящение иподиакона так же именуется хиротонией. Но чем древнее рукописи, тем отчетливее виден синонимизм трех греч. слов: χειροτονία (руко-простирание), χειροθεσία (руко-поставление) и формулы τάξις γινομένη ἐπὶ προχειρίσει… («чин возложением руки…»). Это в поздней традиции стали писать целые трактаты и диссертации о различии смыслов этих слов, но ни в самом литургическом словоупотреблении, ни в святоотеческой письменности мы ничего подобного не встречаем. Поэтому по смыслу абсолютно релевантно сказать ли «хиротония епископа» или «рукоположение» или «хиротесия», но люди сегодня так уже привыкли говорить «хиротония» о посвящении епископов, пресвитеров и диаконов, что могут счесть вас за еретика, если вы скажите «хиротесия», хотя в самих молитвах всех этих чиной говорится чаще χειροθεσία.
* * *
Так же следует учесть, что каждая церковная степень предполагает прохождение определённого служения, а потому не следует допускать, когда в один день поставляемый «формально» получает сразу несколько посвящений (свещеносец – чтец – иподиакон – диакон). На одной литургии не следует поставлять больше, чем в одну степень клира.
СВЕЩЕНОСЦЫ поставляются сразу в неограниченном количестве.
ЧТЕЦОВ же ставить несколько в один день неуместно, т.к. только один чтец читает апостол на Литургии. Однако если будет два или три чтения Апостола, то епископ может разделить между ними, и тогда пусть сразу поставляет двух или трех.
ИПОДИАКОНОВ так же можно ставить в нужном количестве
* * *
Так же не безынтересно будет знать, что, согласно 14-го правила 7-го Вселенского Собора, игумен, имеющий сан пресвитера, имеет власть в своем монастыре совершать хиротесию в свещеносцы, депутаты и чтецы, а так же (на основании канонов Никифора исповедника, патр. Константинопольского) – и иподиакона.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну вот, до 1905 неделя, играть я в итоге не еду (так и не нашёл себе места), но зато по совету Кляксы прочёл "Идиота" (полгода мучал), тоже профит. Книжка, надо сказать, в процессе чтения не раз доводила меня до бешенства – во-первых, чудовищно бесят описанные люди, во-вторых, то ...
Армавия, как известно, получит первый самолёт Sukhoj SSJ. Товарищ romadm нашёл фото и продемонстрировал: Так что, армяне, осторожно ...
... или как начиналось коммерческое книгоиздание в России и чем в конце концов этот взрыв обернулся. История от человека, который был не то среди первых, не то вообще первым коммерческим книгоиздателем в СССР/РФ. 1. Собственно сама по себе идея заполучить целый тираж чего-нить ...
Идея проведения налоговой реформы в условиях затянувшейся СВО и санкционной войны США и ЕС против России кажется вполне естественной. Но все предложенные в ее рамках проекты являются дестимулирующими. А можно было бы практически без потерь бюджета простимулировать два важных для ...
...