О маленьком человеке, предвосхитившем большие потрясения
a-nalgin — 16.11.2016Это удивительная и поучительная история из Российской истории. Теперь, когда очень и очень многие, задумываясь о будущем, обращают взоры в прошлое, она может стать серьёзным уроком.
По правде говоря, назвать маленьким человеком героя этой реально случившейся истории можно лишь в сравнении с гигантским масштабом тех событий, в жернова которых он сумел не попасть благодаря широте взглядов и остроте разума. Кстати, говоря современным языком, он был представителем предпринимательского среднего класса, топового его сегмента. Что, разумеется, несколько приближает нас к пониманию его мотивов и образа мыслей.
Итак... На просторах Российской Империи в начале XX века мирно жил и честно трудился некий Сергей Дервиз. Он был и «барон», и «фон», и «сын» - отпрыск известнейшего Павла фон Дервиза, концессионера, мецената и строителя российских железных дорог.
И отец, и сын, имея бизнес транснациональный, жили всё-таки в России, возводя там дома, усадьбы и заводы. Не только в столицах, кстати. Красивейшая усадьба в рязанском селе Кирицы, построенная по проекту архитектора Фёдора Шехтеля, послужила источником вдохновения для зодчих, проектировавших новомосковскую архитектуру 1990-х годов. Но не об этом речь.
После кровавых событий 1905-07 гг., в почтенном для тех лет возрасте около 45-ти (средняя продолжительность жизни мужчин в начале XX века была чуть выше 30 лет) Сергей Дервиз решился на крутые перемены. В короткие сроки он распродал все активы в России и... напрочь исчез из хозяйственной жизни страны, отправив сначала в Канны семью (в 1908 году), а затем самого себя.
Современники, вдохновлённые столыпинскими реформами, державной поступью страны и вековой непоколебимостью правящего дома Романовых, отметившего в 1913 году своё 300-летие, полагали, что фон-барон сошёл с ума. Ведь он упускал столько баснословных возможностей для развития бизнеса в стремительно поднимавшейся России.
Любой школьник знает сегодня, что было дальше.
Так вот. Спустя всего лишь десятилетие после эскейпа, когда во Франции собиралась бедствующая и голодная русская эмиграция, а потомки графов и князей нанимались в таксисты, Сергей фон Девиз привычно и беззаботно фланировал по каннским променадам. Лишь немногие бывшие соотечественники могли составить ему компанию - те, кто заранее перевели все активы и деньги в более спокойные страны.
Справедливости ради, завидная предусмотрительность барона оказалась бессильна перед промыслом Божьим. Единственный сын, тоже Сергей, умер в 1938 году на руках у отца. Младшая дочь, Павла, которой в 1917 году было всего 16, со временем затерялась в урагане драматических событий, захлестнувших Европу в 1-й половине минувшего столетия. Ещё одна дочь, Вера, вышла замуж, уехала в Лондон, пережила ад гитлеровских бомбёжек, но всё же осталась в живых. Она тихо почила в английской столице в 1966 году.
Сам Сергей Павлович Дервиз умер в Каннах в 1943 году, хлебнув-таки военного лихолетья. Но всё же его жизнь была более благополучной, чем у других кровных родственников - не сваливших. Кто-то из них чудом избежал гибели в Гражданской войне и затем остаток жизни вынужденно провёл в сельской глухомани, трудясь простым учителем. Кого-то репрессировали в 1938-м и реабилитировали в 1963-м. Кто-то и вовсе сгинул в сталинских лагерях...
Время было такое. ©
Это, конечно же, не призыв срочно вывозить капитал из России, пока чего не вышло. Нет, это просто пример семейной предусмотрительности российских предпринимателей. Редкий образчик способности непредвзято смотреть вперёд и смелости принимать решения на честном анализе, чтобы не стать щепкой, которую несёт общественная стихия.
Или всё это предвидение - лишь удачная случайность?
|
</> |