О Ладоге

Дед был призван на Флот, на семилетнюю срочную службу, чему рад был безмерно, со страшной силой и приплясывая. Еще бы. В деревне было не очень то и сытно, все что зарабатывал, таскал маменьке, едва на табак хватало, а тут одёжа суконная, каша нажористая, и главное- на баке стоит бочка с селедкой, бери без ограничений, а селедку дедушка очень уважал. В общем даже отожрался на флотских харчах.
А тут война. Почти внезапно. Почему почти? Потому , что за месяц до войны Ладожская флотилия была переведена с функции Военно-морской учебной базы на боевое дежурство по принципу «С Германией мир, но чота я очкую». А тут и началось, поперли немцы, поддавили финны, а там уж и итальянцы подтянулись.
1 июля 1941 года финское командование начинает наступление с целью выхода к ладожскому озеру. Об этом наступлении информации много, и вся она , к сожалению, весьма печальна. Наваляли там нашим, вооруженным вместо стратегии одним ,кажется, мужеством. В остальном пинали отступающих советских сограждан до самой Ладоги, до самых Сортавальских шхер.
Дед на тот момент был приписан к северному отряду Ладожской флотили, состоящих из прям таки монстров кораблестроения, в коем были две шхуны «Учеба» и «Практика», Два тральщика, разъездной катер ЗИС, пять катеров КМ и даже целый бронекатер. Надо добавить, что сам дед служил на флагмане северного отряда. Это был тральщик ТЩ-100, бывший финский ледокольный буксир Аунус (что переводится как Олонец) , построенный аж в 1900 году и отошедший к СССР в качестве трофея. Но командовал им капитан Петр Каргин, мужик опытный , ибо воевал на ТЩ-100 (с межматросского- Сотка) еще в финскую, вооружение кораблик имел лучшее в отряде (Бронекатер к тому времени уже успел впаяться в подводную скалу и отправился чиниться в Ленинград) , рация тоже была только на Сотке, так что не удивительно, что Сотку назначили флагманом, куда и прибыл капитан-лейтенант Яков Салагин.


Базировалась вся эта вакханалия на Валааме и 24 июля официально началось боевое дежурство северного отряда.
А тут аккурат и стали подкатываться к западному берегу наши сухопутные войска, весьма мощно пинаемые финнами. 27 июля Сотка вступила в свой первый бой , началась эвакуация оставшихся на берегу солдат.
31 июля был бой, о котором дед всегда рассказывал только после двух сот грамм водяры.
Север Ладоги, если кто не знает, эта такая неприятная хрень, напичканная кучей островов, кучей узких проливов и имеющая глубину намного больше, нежели на юге озера. Ладога натурально является морем, со всем его нравом, ветрами,штормами, разве что вода пресная. Если с севера идет спокойная волна на юг, то ,попадая на южное мелковолье в 15-20 метров, волны начинают творить несустветное безобразие, идя во всех направлениях и достигая высоты до 4,5 метров. Финны это знали. Немцы узнали потом, когда гордый немецкий катер, с радостными воплями решил поохотиться на русских свиней в ленточках и устремился в середину Ладожского озера, которое на минуточку 219 на 125 километров. Немцы вообще уповали на Белые ночи, не зная, что в это время на Ладоге сильные туманы. А после туманов дожди. А после дождей штормы. Да до революции страховые компании отказывались страховать суда, везущие грузы по Ладоге, вот такая вот стремная лужа.Немецкий катер искали неделю в тумане, еле нашли.Ну да речь не об этом.
На рассвете шхуна «Практика» увидела как на лодках и плотах с острова начинаю переправляться вражьи морды и пошел в атаку ,имея на вооружении один пулемет. Тральщик УК-4, видя весь этот кирдык, бросился на помощь. Финны на одном из островов отважно выкатили орудия крупного калибра на прямую наводку. Тут бы, как говорится, вот тебе, внучек ,ласты и ПВА, но опять же на помощь кинулась Сотка. Пока УК-4 и «Практика» выкарабкивались под прикрытием ТЩ, сама Сотка ползла по узкому проливу, являя собой медленноползущую мишень, огрызающуюся двумя сорокопятками, зенитным орудием и пулеметом. Ни одного целого матроса на корабле не было, только убитые и раненые. Дед тупо смотрел на друга, который вечно клянчил у него сахар. Даже не на друга, а на его спину, где непонятным образом пучились легкие. Спины не было. Кровью залито все. Смертельно ранен Салагин.
Они смогли. Отряд ушел за мыс, пришел на Валаам и сообщил, что Сотка погибла. А сотка выгребла. В буквальном смысле, на половине движка, гребя вырванными досками как на прогулочной лодочке.
На берегу Сортавальских шхер стоит памятник на братской могиле матросам с ТЩ-100. И я очень надеюсь туда доехать…

Начало зимы 41-го. Немцы бьются на Волхове у деревни Заречье. Против них стоит непонятный отряд моряков. Причем непонятен он никому. Во время атаки из снега вдруг поднимается матросня, ножами и кортиками вырезает немецкий десант без единого выстрела и так же быстро растворяется в Волховских соснах. Две недели этот отряд отбивает атаки немцев чем попало, вылавливает бегущих красноармейцев, разворачивая их лицом к врагу и ни с кем из соседей по фронту не контактирует. Странное подразделение правда?
Оказывается это отряд ладожской флотилии. Он пришел за обедом. Там все ходили за обедом ночью. И тут немецкая атака. А командир сбежал. Если бы не комиссар Ксенз ,вообще непонятно, что было бы. Но он построил отряд, пожал плечами и изрек :-«Ну чо, надо драться, разбирай, кто что найдет» так что это как раз мой дедушка,с кортиком в одной руке и столовым ножом в другой шел по снегу и резал немцев. А впереди шел его друг и дубовой слегой рихтовал немецкие каски.
Матросы гнали немцев около двух километров. И не потеряли ни одного человека. Потому что это внезапность, чумовая злость и такая то матерь. И 22 года возрасту.
Только через две недели в штаб была отправлена телеграмма следующего содержания- "Командиру 6-й бригады морской пехоты. Сообщаем, что вверенная вам
бригада в состав войск 54-й армии попала случайно и к нам никакого отношения не имеет".
Вы меня простите,.. Вот тебе и пообедали, блять!!
А про сбежавшего командира я рассказывать не буду и называть его не буду. Он все равно чуть позже погиб.
Вот такая вот свистопляска. Можно еще про остров Сухо рассказать, но про него очень много уже рассказано, так что наверное не буду. Там вообще с этим Сухо мутная история.
|
</> |