О Корморане Страйке, Селесте Райт и не только о них
tigrenok_t — 20.03.2021 Люди нередко спорят о героях кино и книг. Обсуждают их характеры, поступки и их причины, их намерения.Мне кажется, что безусловный лидер этих споров пара Настенька с Марфушенькой:) кому и почему нравиться отрицательная героиня Марфушенька, а кому и почему - вся-из-себя положительная-примерная Настенька.
Первый из двух вопросов (кому?) вызывал у меня сильный внутренний протест, а вот ответить на вопрос, почему мне нравиться редиска-Марфушенька, и не нравиться фрифе-Настенька проще простого: Марфушенька искренняя в своей "редискости", а в Настеньке никакой правдивости с искренностью и близко не наблюдается. Я знаю о чем пишу: у меня в подружках была такая "Настенька-душенька" (я здесь даже немного писала о ней под именем Мариана).
С другой стороны и без всякого очевидного противопоставления есть вроде бы очень положительные героини, которые откровенно не нравятся с самого начала. Для меня такими были знаменитая Наташа Ростова, Марта Озола и Катя Шевченко (Юля). То ли сами авторы их задумывали как отрицательных героинь (что почти наверняка относительно Юли, да и граф Толстой свои женские персонажи не слишком жаловал), то ли еще по какой причине, но я долго не могла понять, почему люди ими восхищаются.
Было и наоборот: заведомо отрицательные персонажи и нарушители закона не вызывали особой антипатии, а, наоборот, чувства в стиле "лучше бы милиция со ЗнаТоКами во главе других бы ловила". Были вроде явно положительные персонажи, которые во время моей тигриной отрочества и юности вызывали много симпатии и сочувствия превратились в героев отрицательных. Или, скажем так: этот - в явно отрицательного героя, с которым я и близко не хотела бы встретиться, а этот - в "тут явно герой не положительный, а тут - его якобы прилюдно демонстрируемые плюсы еще большой вопрос, что за ними скрывалось и скрывается". Ибо человек - существо многогранное, а этот пласт авторы произведения от нас скрыли. А потому, как утверждал Х.Мураками: "Данных недостаточно. Ответ невозможен" (С)
Зато вот эта героиня, которую я так когда-то ненавидела, получает индульгенцию: жизненный опыт - сын ошибок трудных - великое дело.
У меня и в жизни было два таких случаях, когда я со всей силы своего тогда еще юного тигриного максимализма осудила поступок и рассуждения двух разных людей. "Как?! Как это возможно?! Почему она так поступила?! Почему он такое говорит?!"
Наверно, это были классические примеры, когда некоторые вопросы (а уже тем более осуждения) караются Мирозданием: ты очень хочешь получить ответ на свой вопрос - пожалуйста, вот тебе ответ.
Однако я возвращаюсь к началу поста и книжному герою.
* * *
Я сейчас читаю "Troubled Blood". Читаю медленно: во-первых, книга не тоненькая (927 не крохотных страниц), да и английский Дж.Роулинг - это не английский С.Шелдона или Ст.Кинга; во-вторых, у меня полный швах со временем, а в-третих, сама книга порой требует остановок.
До сих пор мне очень нравился главный герой. Но вот, напившись после неприятного разговора с одним из лучших друзей, Корморан Страйк (Cormoran Strike) приезжает на (скажем так) "вечеринку", где встречается с младшим братом Робин и его друзьями. Разговор приводит к скандалу, и, в результате, упоминается во всеуслышание некий факт биографии Робин, который она до сих предпочитала по возможности скрывать. Корморан Страйк покидает вечеринку, Робин идет за ним, и между ними происходит неприятный разговор.
На следующее утро
As Strike washed, two separate impulses did battle within him. One was the urge to self-justify, which patted him on the back and awarded him a win for what he could remember of his argument with the students. The other was an innate honesty about his motives that forced him to recognise that his instant antagonism to Robin's guests hd been rooted in their resemblance to the kind of people towards whom his mother would have instantly gravitated.(С)
Далее следует абзац про Леду Страйк и ее Modus vivendi.
И если факт гордости за победу над студентами (+желание самоутвердиться?), я еще могу отложить в сторону недрогнувшей лапой, то что касается второго пункта...
Двадцатилетняя Кортни высказывает вслух мысли, которые тебе неприятно слушать потому, что они тебе очень сильно напоминают твое не слишком радостное детство и, в частности, твои не самые лучшие взаимоотношения с матерью. Однако, даже если мы вообще выведем за скобки факт твоего присутствия в гостях... Нравится, не нравится - не твоя красавица. Она - подруга младшего брата твоего делового партнера, а не твоя мать! И высказывать ей то, что ты по той или иной причине не мог высказать своей матери, это... Даже не знаю, как этому явлению дать точную характеристику, не скатываясь в нецензурную лексику.
Опять таки всегда можно придумать оправдания: вот он представил себя на месте младшего брата Робин, как он жениться на этой девушке, она ему родит ребёнка и... Или в роли защитника всего человечества: вот выйдет эта девушка замуж, родит ребенка и... Слыхала я такое не раз.
Однако в моих глазах это - всего лишь повод выпустить раздражение на другого человека, раз уже не получилось высказать подобные мысли (которые могут очень серьёзно ранить и разъедать душу) так сказать "по адресу". Нет уже матери в живых (как Леды Страйк), или она живет намного лучше тебя, но не желает тебя слушать и/или открыто врет тебе в лицо в стиле "ничего такого не было/ты сам всё придумал - у тебя фантазии", это всё еще не повод, чтобы набрасываться на окружающих. И, даже честно говоря не знаю, что хуже: когда берут на роль "козла отпущения" свою собственную жену/дочь или первую-встречную девушку. Я бы сказала, что первое даже может быть намного хуже, ибо Кортни послушала-ушла-забыла, когда та же Селеста Райт жила с подобным куда дольше, чем один вечер.
Я не заметила никаких намеков у Лианы Мориарти относительно детства Перри и причин его отношения к жене. Но с достаточно высокой вероятностью могу предположить, что будучи прекрасным сыном и замечательным братом Перри выражал подобным образом всё, что он не мог сказать любимым женщинам своей семьи.
Как я уже писала, человек - существо многогранное. И может быть (без малейшего сарказма) прекрасным сыном и замечательным братом и при этом относиться к свой жене самым ужасным образом. Во-первых, высказывая ей всё, что не решался сказать своей маме (бабушке, сестре, тёте, кузине и т.д.). А во-вторых, по некой (не только восточной/советской) идеологии, ставя жену "на место", особенно (а Селеста - адвокат по образованию и профессии) если невестку не "из грязи подняли/отмыли". И именно в этом процессе (выражаясь языком Г.Вайнера) "укорота" Селесты семья Перри могла принимать самое непосредственное участие. Тем более, что для таких как Перри, семья - это в первую очередь дом, где он родился и вырос, а не Селеста с детьми.
* * *
Я уже и так написала слишком длинный пост. Но я всё-таки вернусь к Корморану Страйку и сделаю одну предположение. Я очень сильно полагаю, что он не женился до сих пор не из-за своей так сказать одной-единственной любви на всю жизнь. А именно из-за своего уже внутреннего конфликта с матерью, из-за своего детства, которое никак нельзя назвать нормальным. Конфликт (пусть теперь уже на внутреннем уровне) не закрыт (иначе не было бы этой стычки с Кортни) - он толком не может двигаться дальше.