О коллективизме 4


«Советский дух» как важнейшая черта советского «национального» характера возник не только из общности борьбы советских людей против мира отчуждения, но и, что гораздо важнее, из радости его совместного преодоления, из радости сотворения, созидания своей и одновременно общей (не значит одинаковой!) для всех жизни.
Интересно в связи с этим воспоминание С.Эйзенштейна о «неповторимой и незабываемой атмосфере», царившей в нашей стране в среде творческой интеллигенции в 20-е годы:
«Кругом бурлит великолепная творческая напряженность двадцатых годов. Она разбегается безумием молодых побегов сумасшедшей выдумки, бредовых затей, безудержной смелости. И все это в бешеном желании выразить каким-то новым путем, каким-то новым образом переживаемое».
Кстати, нетрудно заметить, что такое понятие как радость совместного созидания сегодня полностью выпало из жизни едва ли не всех социальных групп постсоветского общества, да и вообще само это понятие практически не встречается в современной постсоветской публицистике.
Советская идеология поставила перед собой архитрудную задачу: вдохновить нашего человека на преодоление психологии отчуждения, воспитать резко отрицательное к нему отношение. Причём, речь идёт об отчуждении любого рода - от социального до эстетического, отчуждении – ко всему: к обиженной дворняге, к Родине, к незнакомой старухе, к поломанному дереву. «Нет чужих детей, людей, собак…»
К сожалению, это чудесное состояние души (её «всейная» проникновенность) уже в период 70-80-х гг. чаще встречалось в книгах и фильмах, чем в жизни.
Но откуда вообще взялся в советском «национальном» характере удивительный феномен – коллективизм? Есть много оснований считать, что корни его находятся в глубинах русского менталитета, который, по мнению многих, является в значительной мере предтечей советского менталитета.
Как писал Ф.М.Достоевский в «Подростке», «…У нас создался веками какой-то ещё не виданный высший культурный тип, которого нет в целом мире – тип всемирного боления за всех. Это – тип русский…».
А вот высказывание Н.Бердяева: «Русские более социабельны…, более склонны и более способны к общению, чем люди западной цивилизации. У русских нет условности в общении. У них есть потребность видеть не только друзей, но и хороших знакомых, делиться с ними мыслями и переживаниями, спорить».
П.С. Спрашивается, почему я не должен верить людям, которые, благодаря своему особому таланту, способны проникать "в жизнь" глубже меня, Сумыградова? (Это я к тому, что хобби почти всех читателей - ОПРОВЕРГАТЬ авторитетов. :-()

|
</> |