О колхозах и паспортах. Часть 2.
yu_dzin — 11.12.2023 Этот пост напрямую связан с предыдущим (О колхозах и паспортах). Просто потому, что при написании того поста я допустил грубую ошибку, из-за которой ввел читателей в заблуждение. Сам того, естественно, не желая и сам же пребывая в этом заблуждении. Но с моей стороны, естественно, было бы правильно эту ошибку исправить.Суть ошибки заключалась в том, что я проигнорировал пункт 3 Постановления СНК № 861. А пункт этот указывает: "В тех случаях, когда лица, проживающие в сельских местностях, выбывают на длительное или постоянное жительство в местности, где введена паспортная система, они получают паспорта в районных или городских управлениях рабоче-крестьянской милиции по месту своего прежнего жительства сроком на 1 год."
Что именно я проигнорировал? Указание на то, что перед убытием в город колхозник имеет полное право получить паспорт в районном управлении милиции по месту жительства. В самом колхозе, конечно, паспорт ему не дадут, но в райцентре никаких ограничений на получение паспорта не предусмотрено.
То есть, мой тезис о том, что сама система законов СССР создавала категорическое препятствие для колхозников к получению паспорта, был неверен. Такого препятствия в реальности не существовало.
Означает ли это, что любой колхозник мог получить паспорт? Ответ, парадоксальным образом, будет "и да, и нет". Юридически никаких препятствий к получению паспорта вроде бы не существует. Но есть одна сложность. И сложность эта лежит в получении справки из колхоза. В комментариях к изначальной записи было сломано немало копий, нужна ли для получения паспорта справка из колхоза или нет. Кто-то доказывал, что не нужна. Это утверждение категорически не верно. Постановление № 43 от 1933 года утверждает инструкцию о выдаче паспортов, которая, согласно уже упоминавшемуся 861-му постановлению, действует на территории всего СССР. В инструкции этой указан перечень документов, необходимых для выдачи паспорта. В этот перечень, помимо прочего, входят справки с места работы или службы и справка о постоянном месте жительства. Как нетрудно догадаться, в огромном большинстве случаев справку эту следовало получать именно в колхозе.
Имел ли право председатель колхоза не выдать справку по запросу колхозника? Нет, не имел. А что делать, если он ее не выдает? Вот просто встает в позу, грохает кулаком и заявляет, что это он здесь власть, хочет - выдает справку, хочет - не выдает. Конечно, ответ, инстинктивно понятный современному человеку - как что делать? Жаловаться!
А куда? А кому? Есть сельский райком. Но есть очень не равная нулю вероятность того, что у председателя колхоза на этом уровне все схвачено. Не говоря о том, что столь же не равной нулю является вероятность того, что председатель колхоза в этом райкоме и сидит. Нетрудно догадаться, каков будет итоговый ответ райкома. Можно ли идти выше и жаловаться в более серьезные инстанции? Конечно, можно. Хоть товарищу Сталину письмо пиши. Некоторые и писали. Вообще, эти письма Сталину были довольно специфическим способом получения центром обратной связи с мест, и существовали даже специальные отделы, которые эти письма читали (что, конечно, не означает, что реагировали на них именно так, как того хотел автор письма). Но речь не о том.
Главная проблема ситуации в том, что мы чаще всего имеем дело если не с неграмотным, то очень малограмотным человеком, кое-как умеющим читать и писать - и, в общем, все. Образовательный уровень среднестатистического колхозника очень и очень невелик. Даже вероятность жалобы в райком с его стороны не сильно велика, а уж идти выше... Русский народ на такие случаи давным-давно сформулировал безнадежно-мудрое "плетью обуха не перешибешь".
Так что, так и не перешибешь? Конечно, при желании можно. Молодые, инициативные или просто пробивные люди вполне могли прищучить председателя колхоза, словившего себе гипертрофированный синдром вахтера. Тем не менее, характерная для сталинской государственной модели вездесущность блата, каковой, как известно, главнее совнаркома, конечно, создавала для председателей колхозов, директоров МТС и прочих тому подобных персонажей известное основание для самодурства. Каковая при этом категорически умножалась на неграмотность населения и известный перечень уже преподанных советской властью уроков в виде коллективизации и Большого Террора. Каковые, в общем, наглядно демонстрировали народонаселению, что спорить с власть предержащими - затея, мягко говоря, небезопасная.
Тем не менее, это не отменяет факта: юридическая система СССР прямого ограничения на выдачу колхозникам паспортов не предусматривала.
|
</> |