О классовом подходе к толстякам и о сказке Юрия Олеши.
stalin_style — 20.12.2010- П.Вильямс. «Акробатка».© 1927 г.
- И. Шагин. «Молодость».© 1930-е гг.
- И.Чернышов. «Знамя революции. Школа Дункан».© 1932
г.
Если на Западе, в буржуазном обществе спортивная, стройная худоба воспринималась, как цель, то в СССР - как выражение классовой сути. Смотрите - женщины Фицджеральда ведут ненапряжный образ жизни, лежат на пляже, пьют коктейли пряные с ямайским ромом. При этом они стройны и подтянуты. Их буржуйсткая стройность - результат тщательного ухода за своим телом. Актуальны были теннис, велоспорт и лыжи. Некоторые особо одарённые дамы лазали в горы. Стройность воспринималась, как итог. Богатые люди стремились быть тоньше и подвижнее - потому что худоба = здоровье, красота и долголетие.
- А.Самохвалов. «Девушка в футболке».© 1932 г.
- И. Куликов. «Физкультурница». © 1929 г.
- В СССР образ буржуя был, напротив, связан с громадным животом и
щеками, висящими где-то в районе плеч. Полнота, как принадлежность
классово-чуждых групп - такова была идея Агитпропа. Квинтессэнцией
этой идеи можно назвать сказку Ю.Олеши «Три толстяка». Вроде бы
просто детская вещь, лиричная и лёгкая. Не в смысле «облегчённый
вариант для глупеньких», а лёгкая по ощущениям - эфирная девочка
Суок, полёт продавца на воздушных шарах, взбитые кремы и сливки - в
книжке даже пресловуьтые Толстяки - и те производят впечатление
надутых шаров, а не жирных свиней. В книге есть воздух, есть
ветер и необозримое пространство - это вообще свойство вещей
Ю.Олеши - создавать в своих книжках именно пространство. Но
не об этом пойдёт речь, а о формировании того самого «нового
человека», о котором так много говорилось в 1920-е годы.
В Советской России ладная, худенькая девушка-рабфаковка или крепкая, мускулистая фабричная активистка воспринимались, как антипод полнотелой нэпманше-буржуйке, проводящей дни в безделье. Стройность советской красавицы оказывалась следствием напряжённой работы и отказа от праздности, тогда как на Западе модная поджарость была целью и достигалась «искусственным» путём – целенаправленными диетами, необременительным спортом, массажами и концентрированными соляны́ми ваннами.
Юрий Олеша в своей сказке неистово нападает на толстых - он их высмеивает, ненавидит, презирает и в конечном итоге - свергает: «Это был разгром сверкающего стеклянного, медного, горячего, сладкого, душистого мира кондитерской». Старший товарищ девочки Суок говорит: «Моя девочка пела песенку о пироге, который предпочёл лучше сгореть в печке, чем попасть в желудок толстого дворянина...» Или вот это утвержение: «...все идут войной против вас, против жирных, богатых, заменивших сердце камнем...» Иной раз всё бывало комично: «В публике тоже произошёл скандал. Особенно шумели те, кто был потолще. Толстяки с раскрасневшимися щеками, трясясь от злости, швыряли в клоуна шляпы и бинокли. Толстая дама замахнулась зонтиком и, зацепив толстую соседку, сорвала с неё шляпу». Это лишь несколько фрагментов из сказки и везде - отчётливая неприязнь к полноте, а полнота у Олеши тождественна неправедно нажитому богатству. Никак не иначе.
Ну так вот. «Новый человек» - тот, который живёт в аскетично-конструктивистском доме-коммуне, питается в столовых и по вечерам ходит на лекции в рабочий клуб (тоже конструктивистский) не мог быть полным - не имел такого морального права. Излишки жира воспринимались чем-то, вроде...излишка собственности. В 1920-е годы много говорилось о коммунистической аскезе и даже о полном отказе от личных вещей. Кроме того, новый человек не должен был иметь ничего лишнего и на себе-любимом - ни лишней рюшки на платье, ни жировых отложений под этим платьем. Идея стройности в предвоенном СССР, таким образом, являлась логическим продолжением классовой, коммунистической идеи.
Новый человек тоже питается, но питается рационально - ради поддержания сил и энергии. В предвоенную эпоху много говорилось о правильном питании. В тех статьях скрупулёзно перечислялись полезные свойства той или иной пищи, но ни слова не говорилось об удовольствии. Сейчас кто-то скажет, что всё это было от голода. Мол мяса нет, стало быть - мясо вредно. Не совсем так. Просто мясо рассматривалось, как средство, а не как цель. Мясо для мускулов, мускулы для работы. А не мясо - для гастрономического удовольствия. «Суок увидела пирожные и вспомнила, что только в прошлом году осенью ей удалось съесть одно пирожное. И то старый Август уверял, что это не пирожное, а пряник. Пирожные наследника Тутти были великолепны. Десять пчёл слетелись к ним, приняв их за цветы». Пирожные вкусны, их можно взять у классового врага, но они - чуждые, как принципиально чужды толстяки. Для них ведь поедание тортов - самоцель.
- А.Самохвалов. «Советская физкультура». © 1930-е гг.
Помните, уничижительное понятие - «человек-винтик»? Так вот, в 1920-е годы ничего унизительного в этом определении не было. Тогда во всём мире существовали фантазии на тему «Человек-машина». Предполагалось, что люди должны «поучиться» у машин рациональности их бытия - авто кушает бензина ровно столько, сколько надо, а не обжирается. Вот эти идеи тоже легли в основу культа стройности - стройный человек ест ровно столько, сколько ему надо для поддержания активной жизни. Жирный (читай - буржуин) жрёт для пущего удовольствия. Наш же новый человек лишён порочного интереса к чувственной сфере - еда может быть даже невкусной. Она может быть даже той пилюлей из фантастических романов - съел и свободен. В 1930-х гг. идея человека-машины изжила себя, но основной постулат остался - «нормальному человеку лишнего не нужно».
- Игра в пушбол. 1928 г.
- Одинокий лыжник в Измайлово... 1939 г.
Другая идея - это идея спорта. Тибул и Суок - цирковые гимнасты, то есть люди, имеющие максимально тренированные тела. Они при желании могут и догнать, и смыться, и перепрыгнуть, и увернуться. Это - сверхлюди. С ними не страшно идти в разведку, ибо, помимо всего прочего, ничего не скажут (если всё-таки не успеют смыться или увернуться). Олеша любуется Суок, как он любуется другой своей героиней - Валей из «Зависти». Он восхищается стройностью и угловатым изяществом идеальной девушки: «Передо мной стояла девушка лет шестнадцати, почти девочка, широкая в плечах, сероглазая, с подстриженными и взлохмаченными волосами - очаровательный подросток, стройный, как шахматная фигурка, <�…> невеликий ростом». У Вали тоже есть розово-эфирное платье, как у Куклы наследника Тутти, как есть и скромно-потёртый спортивный прикид, как у Суок. Что характерно, в этом романе снова присутствует антитеза толстый <=> тонкий.
- Фотографии И. Шагина. © 1930-е гг.
Это как бы логическое продолжение «Трёх Толстяков». Помните, там есть персонаж Бабичев - вполне заслуженный сов.служащий, с ярким революционным прошлым. При этом он - толст и красив своей неприлично-барственной красотой. Бабичев курирует грамадную фабрику-кухню - он просто упивается сочными прелестями котлет, сосисок и прочих вкусностей: «Колбаса свисала с розоватой сановной ладони Бабичева, как нечто живое <�…> Совершенно превосходная! Красавица!» Бабичев - это один из тех самых Толстяков, принявших новые правила игры. Вернее так - это один из Трёх Толстяков, которых в своё время заагитировал гимнаст Тибул и кто-нибудь ещё. И фабрика-кухня точно такая же, как в сказке. И, разумеется, в романе наличествует эталонный «гимнаст Тибул» - футболист Володя Макаров. Именно ему принадлежит будущее, а не толстым и красивым функционерам. Так думал худой и желчный Олеша, вымещая, видимо и свою личную ненависть к жизнелюбивым толстякам. Что, в конечном итоге, совпало с генеральной линией Агитпропа...