О китайских "украинах" и национальном престиже

топ 100 блогов alex_vergin24.09.2023

Китаевед Сергей Дмитриев, - судя по некоторым его замечаниям, человек довольно оппозиционного настроения, что в данном случае важно, - говорит о предмете своих занятий следующим образом: 

"Нужно иметь в виду, что никакого Китая единого и гомогенного не существует. Причем в Китае это гораздо более выражено, чем в России. Даже тот китайский язык, который учат в школах, институтах и т.д. - это официальный язык, на котором лет 70 назад не говорил практически никто. Он создан на основе пекинского диалекта плюс некоторые соседние наречия. Я уже встречал людей, которые говорят на нем дома, но все же большинство населения говорит на диалектах, которые не так, как у нас какое-нибудь вологодское оканье, а это просто непонятные друг другу языки, и даже в одной группе китайских диалектов диалекты отличаются друг от друга так, как например славянские языки друг от друга, а если брать разные группы диалектов, то там отличия будут как между русским и французским. В любой другой ситуации нужно было бы говорить про разные языки". Дальше про глубокие климатические и т.п. различия между Севером и Югом, делающие их совсем непохожими, и заканчивает свое рассуждение так: "Китайцы и Китай - это просто так вышло, что это одна страна, а по сути это субконтинент, и легко могло бы быть так, что там было бы несколько десятков государств, и это было бы даже легче объяснить, чем то, что сейчас там одно". (Ссылка здесь, см. с десятой минуты).

В общем, получается, что из любой крупной страны легко можно вырезать несколько "украин" (подозреваю, что из Индии, например, тоже), и вся разница в том, что китайские центральные власти в свое время не позволили этого сделать, а здешние - позволили. И это притом, что различия между великорусским и малороссийским наречиями помене будут, нежели различия между некоторыми диалектами "китайскими" - если верить Дмитриеву (а не верить ему в этом вопросе я не вижу причин). В конечном счете всё, по-видимому, держится на историческом престиже - в данном случае престиже исторической китайской империи, и недаром китайцы зовутся ханьцами, по имени знаменитой династии, при которой был ихний "золотой век" (это примерно как если бы великороссы, малороссы и белорусы назывались "романовцами"). Престиж же зависит не столько даже от реальных свершений (они и у Российской Империи были немалые - ни одна из отколовшихся частей никогда не превзойдет ее ни по части политического могущества, ни со стороны вклада в мировую культуру), сколько от самоощущения и чувства национального достоинства, которое надо уметь внушать окружающим. Откуда берется это чувство и почему у одних его много, а у других, которые ничем не хуже, его явно не хватает - особый и довольно интересный вопрос.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
c фотоаппаратом по Гулагам очередное...вчерась случайно наткнулся, Библиотека ...
Губоно планирует «энергичней проводить платность за обучение» и довести ...
Судить государственных преступников надо по их же законам. После чего - менять законы и остальное. Но судить и люстрировать госизменников - именно по их законам. По 7 лет строгача за каждый пост. А значит - сидеть должны на Салехарде, а пропагандоны - принудительное лечение в психушке, ...
...
По ходу рассказа Ивэ про Зарру Люцингтона и встречных вопросов мне понадобилось произвести ряд изысканий, так что образовалось некоторое количество дополнительной инфы, которую я и решил оформить в виде поста, а не комментом, полагая, что она может быть интересной не только для непос ...