О "живом" и "мертвом" марксизме - 2
new_rabochy — 22.06.2021
"...Нельзя отрицать, что
буржуазное общество вторично пережило свой шестнадцатый век, такой
шестнадцатый век, который, я надеюсь, так же сведет его в могилу,
как первый вызвал его к жизни. Действительная задача буржуазного
общества состоит в создании мирового рынка, по крайней мере, в его
общих чертах, и производства, покоящегося на базисе этого рынка.
Поскольку земля кругла, то, по-видимому, с колонизацией Калифорнии
и Австралии и открытием дверей Китая и Японии процесс этот
завершен. Трудный вопрос заключается для нас в следующем: на
континенте революция близка и примет сразу же социалистический
характер. Но не будет ли она неизбежно подавлена в этом маленьком
уголке, поскольку на неизмеримо большем пространстве буржуазное
общество проделывает еще восходящее движение?"
Этот удивительный абзац нельзя
не повторить! Здесь в одном флаконе и когнитивный диссонанс и точка
бифуркации. И всем этим экстримом Маркс делится со своим другом
Энгельсом в письме от 8.10.58.
![О О живом и мертвом марксизме - 2](/images/main/o-jivom-i-mertvom-marksizme-2-599fd4.jpg?from=https://newsland.com/static/u/u/news/2021/06/74572a10f398413eb1cc71aa5c63cd5a.jpg)
Но вот тебе на! Да ведь этот же
человек всего в январе того же года категорически изрек:
“Ни одна общественная формация
не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для
которых она дает достаточно простора…”
А это в форме закона звучит уже
“живой” марксизм. Естественные процессы на полдороге не
останавливаются.
Так, казалось бы, откуда вдруг
сомнения?!
На самом деле - всё чрезвычайно
просто.
“Деточкин любил детей!”.
А Маркс любил политэкономию. И
еще он любил революцию.
Когда Карл занимается политэкономией,
он работает в научном ключе. Основа - материализм. Метод -
диалектика. Когда же выходит из темы, то полон ожидания мифической
революции.
В 1850 году, под воздействием
бунтарской горячности, он пишет:
"Кто же разрешает задачу
рабочего? Никто. Разрешается она не во Франции, она здесь только
провозглашается. Она нигде не может быть разрешена внутри
национальных границ; война классов внутри французского общества
превратится в мировую войну между нациями. Разрешение начнется лишь
тогда, когда мировая война поставит пролетариат во главе нации,
господствующей над мировым рынком, во главе Англии".
Вот этот вздор - мировая война и
пролетариат во главе Англии - идеологической колодкой будет до
конца висеть на ногах Карла, отравляя жизнь “живому”
марксизму.
Нам сегодня гораздо легче. Мы
уже знаем - как и все естественные процессы, развитие капитализма
проходит через три фазы, три этапа. Мы понимаем, что во времена
классиков буржуазная ОЭФ внедрилась всего лишь в пяти странах. В
Нидерландах, Англии, Франции, США и Германии. Причем все они тогда
проходили только свою первую, начальную ступень.
Ныне же число таких государств
подходит к сотне. А 15 из них продвинулись настолько мощно, что уже
шагнули на вторую ступень. И этот победный марш капитализма по
планете продолжается.
Когда Маркс заныривает в науку,
то в главе 24, п.7 “Капитала”, логично, шаг за шагом, выстраивает
всю “биографию” капитализма от зарождения до момента, когда
“экспроприаторов экспроприируют”. И вот на этом, последнем участке
число “магнатов капитала… постоянно уменьшается”. Естественно! Ведь
это - период активности закона централизации и концентрации
капитала. Вот он - материалистический признак завершения буржуазной
эпохи!
А теперь спросим у журнала
“Форбс”, сокращается или растет число магнатов сегодня, полтора
столетия спустя?
Количество же фирм, трестов,
самих буржуа в ХІХ веке плодилось в геометрической прогрессии . Но
Маркс, как ни в чем не бывало, продолжает подправлять Готскую
программу, направленную уже завтра свергать капитализм. Потому что
это - тема революции, его пассионарный “таракан”.
И снова Маркс за “Капиталом”.
Снова проблема предела развития капитализма.
"В каждом данном обществе этот
(крайний -- авт.) предел был бы достигнут лишь в тот момент, когда
весь общественный капитал оказался бы соединенным в руках одного
единственного капиталиста или одной-единственной компании
капиталистов".
И вы думаете, Карл в этот момент
с криком “Эврика!” выбегает из дому? Ничуть не бывало!
Он в упор не видит - этот
указанный им предел не достигнут даже в тех трех странах, которые,
по его мнению, уже созрели для прощания с капитализмом.
А вот эту цитату, опять же из
“Капитала”, мы предлагаем для самостоятельного анализа по вектору
“Мертвый хватает живого”.
"Для того, чтобы предмет нашего
исследования был в его чистом виде, без мешающих побочных
обстоятельств, мы должны весь торгующий мир рассматривать как одну
нацию и предположить, что капиталистическое производство
закрепилось повсеместно и овладело всеми отраслями
производства".
Если вы пришли к выводу о том,
что Маркс допускает такое состояние всего мира только теоретически
и никак не практически, то считайте - анализ удался! :-)
Феномен классиков в том, что они
открывали законы развития человеческого общества и сами же
шарахались от их применения к существующей за окном реальности. Их
пугала сама мысль о том, что свержение капитализма - дело далекого
будущего. Их двоило на протяжении всей жизни. С того момента, когда
они молодыми горячими парнями ринулись свергать буржуазный строй, и
до конца так и не смогли избавиться от своей бунтарской
составляющей.
Но снова “Капитал”, и снова
“живой” марксизм:
“Развитие производительных сил
общественного труда — это историческая задача и оправдание
капитала. Именно этим он бессознательно создает материальные
условия более высокой формы производства”.
Так бунтари они или
теоретики?
И то, и другое вместе. Поэтому
во всём творческом наследии классиков материализм густо перемешан с
идеализмом.
И наша задача - научится
отделять в их творчестве одно от другого.
Пчёлка, Бобер