­
­

О женском творчестве.

топ 100 блогов Сообщество "Искусство и культура" — 27.07.2011

Женская проза и женская поэзия. Это определение подразумевает отличие от мужской. В чём же оно заключается? В том, что женщина зачастую делает центром сюжета – мужчину, всё вращается вокруг него. А вот у мужчин героиня является только средством для того, чтобы лучше раскрыть характер главного героя. И центром сюжета является не просто персонаж одного с автором – мужского - пола. Но его мировоззрение, его путь и цель.
Что же получает писательница и поэтесса за то, что сделала эпицентром творчества – мужчину и любовь к нему? Пренебрежительное, несерьёзное отношение со стороны критиков, читателей. Женщине-литератору, особенно поэтессе, нужно преодолеть гендерное в своём творчестве, внушённое обществом отношение к мужчине и любви, как главной теме. Эта привязка мешает ей реализовать себя в полной мере. В одном эссе Дмитрия Воденникова есть мудрые слова: «Наша задача – научиться быть одним. Без пола и возраста. Без человеческой надежды. Но женщина, вместо того чтоб тоже научиться быть нелюбимой, но счастливой, стать пожилой Жанной д’Арк, старой богиней, придумывает себе нового мальчика. Берет ребенка (рожают ей внука). И т.д». Это как будто о женском творчестве. Пишут о своих возлюбленных, потом о сыновьях, до старости эксплуатируя животное чувство, игнорируя другие сюжеты.

У меня иногда спрашивают: не пишу ли стихов о любви? Изредка у меня появлялись такие вещи. Но я их просто выбрасывала, недорабатывала, не отдавала в печать. В итоге у большинства мужчин-поэтов больше стихов о любовных терзаниях, чем у меня. Больше даже у Юрия Кузнецова, критически относившегося к противоположному полу.

Но я не считаю комплиментом, когда меня называют поэтом вместо поэтессы.

Из обсуждения в Гайдпарке.
слава антонов: Муза представляет собой, в том числе, и существо женского пола. Поэтому творческих женщин иногда называют лесбиянками от искуства.
Интересен пример Жорж Санд, которая старалась походить на мужчину во всем, кроме ... секса.

Павел Саньков: "у мужчин героиня является только средством для того, чтобы лучше раскрыть характер главного героя."
Дело не в том, что женщина намеренно ставится на второй план или что-то в этом духе. Мужчины любят женщин и придают им такое место в жизни, какое могут в силу особенностей своего мышления. У женщин и мужчин принципиально разное мышление, и поэтому у мужчин "центром сюжета является не просто персонаж одного с автором – мужского - пола, но и его мировоззрение", а у женщин - "эпицентр творчества – мужчина и любовь к нему".

Димитрий Донсков: Бросьте! Послушайте лучше , что пишет Дина Рубина: Ненавижу! Меня трясет, когда я слышу что-то о "женской литературе". http://www.newsland.ru/News/Detail/id/596523/cat/16/

Сема Sema: я поклонник "Фэнтези" и предпочитаю именно "женское фэнтези"! Из книг, которые я читаю, примерно 80% "женское" и только 20% "мужское фэнтези". Я не специалист по рецензиям, поэтому не смогу объяснить подобных предпочтений. Женщины - творите и не обращайте внимания на "критиков" - у Вас получается!

Иосиф Куралов: Юрий Кузнецов некогда говорил, что мужчина, в творческом горении, видит лицо Бога, а женщина - лицо мужчины... Он много еще чего говорил о женской поэзии. Впрочем, то, что он говорил о женское поэзии - неважно. Важно, что он - гениальный поэт.
И важно, что женская поэзии, несмотря на сомнения Юрия Поликарповича, все таки существует. Хотя именно женские стихи, на мой взгляд, писали не очень многие поэтессы. Пожалуй, сильнее всех женскую сущность выразила Марина Цветаева с ее сугубо женским упреком-вопросом мужчинам: "Вот, милый, что ты сделал мне! Мой милый, что тебе я сделала?" А многие стихи Ахматовой не отличимы от мужских. А Юнна Мориц? Если б не знать, что она - женщина, можно было бы подумать, что ее стихи написал мужчина. Конечно, есть у нее стихи, из которых можно понять, что автор - женщина, но только по родовым окончаниям слов: пошла, была, звала...

А в целом, мне кажется, поэзия и проза делятся не на женскую и мужскую, а на талантливую и бездарную.

Любомира Шиянова: Марина, Вы прекрасный поэт. Примите мои искренние восхищение и уважение.
Но с данной статьей я не согласна. Женщина должна быть собой и не подавлять в себе женское, будь она хоть поэтом хоть поэтэссой, хоть просто матерью.

Виктор Соколов: "Стихия женщины - чувство, стихия мужчины - рассудок, мысль, размышления. Женщина рисует картину, мужчина - пытается вскрыть психологию, внутреннюю жизнь. Такой дуализм. Естественно, и то и другое может воплощаться в творчестве и женщины и мужчины. Но некоторое разделение все же есть. Плохо это или хорошо?"
Кстати, на тему женской прозы я как-то рассуждал на прозе.ру - http://proza.ru/2007/01/08-308.

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Недавно процитировала я не очень к месту. Мироздание быстро подправило сей непорядок. И теперь это, действительно, у того, у кого надо нога Я говорила же, что неделю назад сестре руку сломала. Вернее, это она говорила, что я ей своим велосипедом руку сломала Вооот,ответочка ...
  В сообшестве  gotovim_vmeste   раунд холодных закусок с красной рыбой...Как же там обойдутся без меня:))))) О сочетании кремчиз+малосольный лосось  известно практически всем...Так же как и то,что такое сочетание ,как нельзя лучше подходит как ...
Они были настолько разными, что представить их вместе было невозможно. Тем не менее Андрей Тарковский и Лариса Кизилова прожили вместе 16 лет, до последнего дня режиссёра. ...
Тревожные сообщения поступают из Японии     Япония: Землетрясение с ядерным зарядом АЭС «Фукусима» - станет ли ядерная реакция неуправляемой? Мир начинает осознавать масштабы и последствия вчерашнего землетрясения и цунами в Японии ...
Великий театральный режиссёр Карл Казимир Теодор Майергольд (именно так Всеволода Мейерхольда звали при рождении) родился 9 февраля 1874 года в Пензе, в семье лютеранских немцев, отец Всеволода занимался виноделием. В 1890-х годах Мейерхольд закончит театрально-музыкальное училище и ...