О "Хоббите" с т. з. кинодраматургии
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
"Властелин" жестко структурирован и каждый из героев обладает сильной мотивацией. "Хоббит" структурирован слабо и с мотивацией у героя проблемы 3/4 сюжета. А драматургия, особенно кинодраматургия, этого не терпит, потому что внимание зрителя в кино удерживается развитием действия, а в "Хоббите" оно не развивается.
Тут наверняка вам захочется возразить: "Позвольте, что значит "не развивается"? Хоббит и гномы постоянно приключаются, то их тролли чуть не едят, то гоблины в пещерах, то пауки, то они у эльфов в плену побывают, то с варгами сцепятся...
А на это господин дракон велел сказать, что развитием действия называется такой расклад, когда каждое событие обусловлено предыдущим событием и в свою очередь обусловливает последующее событие. Если действие вырастает из завязки органично, как ствол из корней, а кульминация образуется органично, как крона из ствола - это сильная структура. Если события объединены только тем, что следуют друг за другом - слабая.
"Хоббит" структурирован слабо, как античные романы. Все промежуточные приключения обусловлены только случаем: встретили троллей - могли и не встретить. Налетели в горах на гоблинов - могли и не налететь. Столкнулся Бильбо с Голлумом - мог и не столкнуться. Попались паукам - могли и не попасться. Попались эльфам... ну, вы поняли.
Структура "Хоббита" набирает силу только тогда, когда гномы выходят к Одинокой горе и открывают потайную дверь. Вот там и начинаются события, обусловленные целеполаганием, характером и мотивацией героев. То есть, собственно то, что называется сюжетом. Мой внутренний сценарист рвет на себе остатние волосья: 3/4 фабулы прошло, и только тут начался сюжет.
Отдельных рыданий заслуживает главный герой, Бильбо. В прозе автор может позволить протагонисту быть "свидетелем". В пьесе или сценарии желания и воля героя - локомотив всего сюжета. А Бильбо никакой не локомотив, он большую часть действия пассивно влачится за гномами, время от времени вопрошая себя "А что я тут делаю и зачем меня нелегкая сюда понесла?" Какая-либо активность пробуждается в нем только под угрозой смерти - и, собственно, все дорожные приключения нужны были Толкиену для того, чтоб Бильбо не провисал как персонаж, не спал в оглоблях. И вот с таким героем изволь делать экранизацию.
Так что Джексон все правильно сделал: он взял героя с сильной мотивацией и сильным характером - Торина - и сделал из него локомотив. И весь первый фильм Торин тянул сюжет за собой.
Но с момента входа гномов в Чернолесье начинается обратная петрушка: теперь уже Бильбо шуршит туда-сюда, всех спасает-выручает, а гномы пассивно позволяют себя спасать, да еще и ворчат. Теперь уже гномам нужно подкручивать пружинку, чтоб активнее шевелились (отсюда и экстрим на бочках, и утерминаторивание дракона).
Теперь об окончании "Пустоши Смога", слито или не слито. Откроем "Хоббита" и посчитаем узловые события.
1. Встреча Бильбо и Гэндальфа.
2. Явление гномов Бильбо.
3. Бильбо выступает в поход.
4. Встреча с троллями.
5. Обретение оружия.
6. Ривенделл, разгадка карты.
7. Горы, столкновение с гоблинами, пленение гномов.
8. Встреча Бильбо с Голлумом, обретение кольца.
9. Освобождение гномов.
10. Столкновение с варгами, спасение на орлах.
11. Встреча с Беорном.
12. Чернолесье, гномы сбиваются с пути.
13. Битва с пауками.
14. Пленение у эльфов.
15. Побег на бочках.
16. Эсгарот, выступление к Одинокой горе.
17. Проникновение в гору.
18. Бильбо крадет чашу.
19. Разгневанный Смог загоняет гномов в туннели горы.
20. Бильбо и Смог: личное противостояние. Бильбо крадет Аркенстон.
21. Смог разрушает склон горы и улетает громить Эсгарот.
22. Смог разрушает Эсгарот.
23. Бард убивает Смога.
24. Бард отправляется на север за золотом на восстановление города, где встречается с лесными эльфами.
25. Бард и эльфы берут гору в осаду.
26. Бильбо бежит из горы и отдает Аркенстон Барду.
27. Бильбо признается Торину, появление Гэндальфа, Торин изгоняет Бильбо.
28. Прибывает войско Даина.
29. Начало битвы между гномами, людьми и эльфами.
30. Появление войска гоблинов, битва Пяти Армий.
31. Победа сил добра.
32. Смерть Торина.
33. Возвращение Бильбо домой.
Сначала ответим на вопрос Ильнура: разбивается ли это дело на две части органически?
По-моему, нет. Если разбивать по побегу на бочках, как предлагает Ильнур - то придется очень сильно комкать сюжет, и при этом герои все равно не доходят до главного антагониста - дракона. Если же вводить другого антагониста, как и поступил Джексон - то никакой хронометраж не выдержит.
Если же бить на три части - то все хорошо выходит, как раз по 10 узловых событий на серию плюс приключалово Гэндальфа плюс противостояние с Азогом.
Теперь по вопросу Лены - почему нельзя было закончить серию гибелью Смога. А потому что убить Смога и вернуть гору - целеполагание Торина. А Торин, напоминаю, работает главным сюжетным локомотивом - то есть, его цели двигают события вперед.
Если убить дракона в конце второго фильма - то получится, что Торин своей цели достиг: дракон убит, гора опять принадлежит гномам. У Торина больше нет цели, наш сюжетный паровоз больше вперед не летит. В сознании зрителя такое событие называется ФИНАЛ. Когда целеполагание героя исчерпано и цель достигнута - это финал, все. Битва Пяти Армий? Какая битва Пяти Армий? В "Хоббите" написано? В каком "Хоббите"?
Но хуже всего - то, что Торин достигает своей цели, не приложив никаких усилий. Слабое место на груди дракона разведал Бильбо, убил дракона Бард, а Торин так, погулять вышел. Это из рук вон плохая концовка. Это называется "бог из машины", квинтэссенция драматургической слабости и беспомощности.
Вы возразите: но ведь у Толкиена именно так! А господин дракон на это велел сказать: но ведь Толкиену не нужно удерживать внимание зрителя целый год! Читатель просто перелистнул страницу - и узнал, что пошла новая сюжетная линия с новой завязкой.
Да, клиффхэнгер (подвешивание сюжета "на самом интересном месте") тоже прием старый и истрепанный. Но такая концовка хотя бы не беспомощна.
|
</> |