О Грете или Беда советского образования
jr0 — 28.10.2019Начну с того, что публицистика Греты Тунберг мне не любопытна, а потому -- не знаток. А вот широчайший отклик по-советски образованных мужей -- дело совсем иное. Удивительно! Именно так: относительно образованных уже пожилых русских. Другие на Грету не нападают. Разве что, есть те, теперь знаю, на западе, кто восхищен советским неприличием, кому нравятся грубые мужики вообще, как видно. Читал один такой опубликованный (то есть сочтенный важным издателями) отзыв случайно.
Это положение занятно. Вдруг весьма взрослые люди с самооценкой всерьез так, страстно схватились со шведской школьницей не из красавиц в интеллектуальной прилюдной дрочке -- ведь она им явно не ответит. Она все важное прочла в ООН. Понятно, что они, включая некоторых мною уважаемых (на всякого мудреца простоты с избытком), нашли в Грете легкого безответного соперника. Но что еще?
Моя догадка, что дело в трудностях советского образования. Люди пытаются разобраться в себе, что с ними не так, как на западе. Грета не эксперт, схватиться с ней в геохимии? Она же ссылается на ученых, можно их оспорить. Я не знаток западного образования, но особенности его мне любопытны. Здесь я основываюсь на паре баек о нем, написанных советскими эмигрантами, и на зарубежном кино. Примеры:
- "Мой мальчик в канадской школе на геометрии легко стал лучшим.
Пока они все считают площади фигур по клеточкам, он в нашей школе
узнал формулы для их вычисления и вычисляет всему классу" (мой
пересказ).
- Общее место западного кино о школе: ребенок занялся химией.
Мудрый учитель тонко подводит его к правильным идеям. В итоге,
ребенок пишет сочинение (по химии!), в котором образно и коротко
обосновывает, почему ему важно решить химическую проблему. Как он
проблемой восхищен, скажем. Ребенок не попадает в химшколу, разве
что факультет и профессия, взрослый жизненный успех.
- Грета в ООН (при помощи дедушки Сороса).
Советские преподаватели, которые работают с иностранными студентами, отмечают их низкий уровень осведомленности в советской программе и бесконечные, по их мнению, вопросы студентов. "Тысячу раз спросят. Нет, чтоб подумать". То есть уверены, что не тупицы, а им дурно объясняют. Они не смущаются не знать, пока учатся.
Одна из главных бед, с которой столкнулся я, преподавая постсоветским студентам, выражается расхожим: "я этого никогда не пойму". Кто с этим не знаком? С вопросами преподавателю трудности. Приходится напрягать все навыки невербального общения, судить по глазам о том, понимает ли студент то, что произносит. Говорят-то криво или буквально повторяют. Но это может и удовлетворительно, а может -- нет. Остаётся проницать в душу.
Советские мужики недоумевают, как же она не поймет, что должна пройти ступени унижения, понимание своей ничтожности и глупости... ребенок должен ощущать свое ничтожество, как они? Притом есть и схожесть Греты и мужиков -- в частности, инфантильный догматизм, попытка "транслировать норму", а точнее, навязать ее натиском без жалости. Ставлю на то, что Грета через 10 лет сделает любого из этих в том, чем собралась заниматься, конечно. А они продолжат доказывать, что не только они ничтожны, не на уровне задачи (пусть уже начальство думает).
|
</> |