О "Граде обреченном" Стругацких
tataole — 17.11.2021Так как мне нужно очень много писать и нет ни на что времени - опять перечитала всех Стругацких, включая интервью. Есть у меня пул из 20-30 авторов , к которым я периодически, раз в несколько лет припадаю и читаю от корки до корки, вроде как подпитываюсь и эскапирую. И братья в нем на весьма почетном месте.
Но сейчас не об этом, а о критике и отзывах на «Град обреченный». Прочла разборов этого замечательного произведения штук, наверное, пятьдесят и все они были — мощной посадкой в лужу, громким хлюпом с последующим беспомощным бултыханием.
Причем там не только Даши из Воронежа («Мне не понравилось. Скучно и запутанно и все герои неприятные») выступали, но и вполне себе профессионалы («Попытка исследования законов общества, создания социума, рассуждение о возможности построения справедливого мира...» «Град» — политическая сатира, беспощадно высмеивающая как псевдо-либеральные, так и патриотические идеи» )
Не, конечно, в «Граде» есть и сатира, и законы общества, и запутанные сюжетные повороты, а уж неприятных героев — хоть ящиками грузи.
Но вообще-то это не самая сложная конструкция литературного произведения, данному приему не одна тысяча лет, это классический «Путь паломника».
Герой там один — Воронин. Очень автобиографичный персонаж для Бориса Стругацкого, да и для Аркадия. Воронин проходит путь нравственных, духовных испытаний. Весь мир вокруг — создан для него и под него, это его полигон развития. Его персональная юдоль скорбей в сверхнасыщенном, ускоренном варианте.
Как в компьютерной игре ему предлагается квест за квестом, после успешного -или не очень успешного прохождения задания - реальность на манер Кубика Рубика поворачивает грани, меняет координаты, тасует колоду.
Задача игрока - понять кто он такой, что такое хорошо и что такое плохо на его собственном глобальном уровне. Что есть истина, что основа его личности, а что — сиюминутная глупая, пустая, а то и отвратительная шелуха. Счищать эту шелуху можно при помощи страстей и искусов.
После того как герой, пройдя все эти жернова, мечи и крючья , глобально срезается — выстреливая в самого себя , себя не опознаши, он возвращается в «земную жизнь» и наставник — совесть, сообщает ему, что круг первый более или менее пройден, но не будем забывать, что это был только первый круг, а всего этих кругов довольно много.
Это, скажем так, схема произведения.
Ну, а суть произведения в том, что любой из нас проходит эти испытания — это называется жизнью в принципе, занятием, в идеале неизбежно приводящим к тому, что сорокалетний ты с ужасом смотрит на себя двадцатилетнего и не может поверить, что был так глуп, так пропитан чужим враньем, так наивен и так счастлив своим неведением.
И особенно легко такие ужасы лепятся именно в нашем Третьем Риме, где каждые 15-20 лет общество меняется похлеще змея, теряющего шкуру , где годы 1916, 1937, 1958, 1972, 1992, 2004 и 2021 — это разные страны, разные миры, разные эпохи , различающиеся друг от друга невероятным образом и требующие от жителей своих того же искусства волшебных метаморфоз.
И писалось это людьми, которые в 17 лет были убежденными сталинистами и мечтали умереть за Вождя, а спустя еще 20 лет не открывания даже, а раздирания глаз, увидели за спиной — руины и, что еще хуже — руины впереди, но увидели они и то, что нечто остается неизменным на фоне любых «поганых чудес» — любовь, дружба и, главное - творческий труд. Ну, и возможность не предавать себя еще — без нее ничего бы не было.
Это если совсем вкратце. Главное, ни в коем случае не надо думать, как то думают процентов 90 прочитавших, судя по всему, что в «Граде» Стругацкие исследуют возможности построения каких-то там новых социальных миров и мастерят модели обществ на тех или иных принципах. Мир Града -это морок, хмарь и метафизика, сплетенная из кусков реальности, и любые «социальные эксперименты» там - это те же стаи павианов, швыряющиеся фекалиями с фонарей.