О городе-мифе

Когда-то, почти в прошлой жизни – в апреле 14-го, ещё до 2-го мая и до войны, я размышлял в живом журнале о том, чем же отличаются живущие на Украине люди Востока и люди Запада. Заметка эта вызвала на удивление много откликов, возражений и вопросов. Один из самых часто задаваемых вопросов был – а что же до Одессы и её обитателей? Кто преобладает среди одесситов, носители западного или восточного менталитета – или это нечто третье, не укладывающееся в простую бинарную схему?
Вопрос этот оказался ожидаемо непрост. Легче всего увидеть особенности человеческих сообществ, к которым не относишься. Для того же, чтобы осознать отличия той среды, в которой живёшь всю жизнь, необходимы усилия, нужно отстраниться от привычного или «остраннить» его; так можно увидеть то, бытие в чём привычно и естественно.
Или потерять это родное и привычное, конечно.
Культура этого города исторически формировалась в многонациональном котле, в котором устоявшиеся представления и традиции Востока и Запада растворялись и менялись до неузнаваемости, уступая место третьей силе. Сильное влияние диаспор, еврейской и народов Средиземноморского региона – итальянцев, греков – позволило Одессе обрести ряд специфических культурных черт, которые позволяют вынести её в отдельный тип и назвать одессита человеком Юга.
Ключевой особенностью Юга мне видится то, что личность здесь рассматривается прежде всего не в вертикали власти, как у людей Востока, и не в системе права, как у человека Запада, а в системе личных – родственных, дружеских, профессиональных – связей. Связи в обществе Юга намного сложнее, многообразнее и ценнее, чем в обществах Востока и Запада. Для человека Юга «связи» – такое же сладкое и священное слово, как «власть» для людей Востока и «права» для человека Запада. Этот подход к личности естественным образом формировал в обществе определённую практическую толерантность что по национальным, что по религиозным и идеологическим вопросам.
К сожалению, менталитет Юга оказался чуждым и вызывающим для всех государственных образований, на территории которых оказывалась Одесса. Что для Российской империи, что для СССР, что для Украины этот город с его исторически сложившимися особенностями – бельмо на глазу, Баба-Яга, которая всегда против. Двести лег его истории – это, по большей части, история выжигания его духа, уничтожения диаспор и вытеснения одесситов «правильными людьми с правильными взглядами» из очередной метрополии. Запаса прочности Одессы хватало на растворение очередных варягов, но с каждой волной часть разрушенной реальности замещалась мифом.
И сейчас мы живём в городе-мифе, в отчаянной надежде, что этот миф когда-нибудь снова станет реальностью.
fb
|
</> |