­
­

О героях

топ 100 блогов xommep29.09.2023 После цикла статей о товарности попробую разобрать понятие "герой". У меня всё-таки не тематический дневничок; пишу о том, о чём хочу, и могу себе позволить скакать с пятого на десятое. ;) На эту тему уже несколько лет назад писал, но не грех и снова покопаться в вопросе.

Иногда может показаться, что занимаюсь конфуцианством, "исправляю имена"; возможно, что-то общее есть, но я пытаюсь показать манипуляции общественным сознанием на основе бессознательного (и не всегда корректного) понимания обывателем определённых концепций. Термин "герой" как раз из этой оперы.

Геро́й — человек, который вызывает восхищение за великие деяния, исключительные смелость, доблесть или мужество; выделившийся храбростью на войне, прославленный воин; объект крайнего восхищения и преданности (кумир); главное действующее лицо традиционных мифов (героические мифы), эпоса и легенд, наделённое сверхчеловеческими силами; главное действующее лицо литературного произведения (литературный герой), пьесы, фильма и т. д.; лицо, которое привлекает к себе общее внимание в течение определённого времени (герой дня, герой газетной хроники и т. п.); центральная фигура события, исторического периода или движения; человек, по своему характеру и поступкам выражающий какую-нибудь среду или эпоху (герой нашего времени); личность, идеализированный образ которой стал частью национального политического мифа, служащего персонализации истории (национальный герой).

В предыдущей статье по теме термин "герой" определялся более корректно; уже из определения видно, что в нём напутаны два различных смысла этого слова. Первый смысл имеет выраженный положительный окрас - герой как носитель добродетельных черт и свершитель соответственных поступков; второй смысл - нейтрально-виртуальный: герой романа, герой ютуба. И тут бдительно-внимательный листатель уже догадается, обо что пойдёт речь в этой статье.

Кто про что, а я всё про Добро и Зло; для того, чтобы говорить о Героях в положительном смысле, мы должны определиться с понятиями "хорошо/плохо", "добро/зло" и всё вот это. Потому что, если мы этого не сделаем, то любой герой прошлого, настоящего и будущего легко де-героизируется, как это мы уже видели на примере де-коммунизации времён Перестройки. И если бы дело ограничивалось только клятыми борщевиками; недавние события в США показывают, что кроме "ленинопада" бывает и "конфедератопад"; да и вообще в рамках "повесточки" любой герой прошлого может быть объявлен абьюзером, а то и убийцей. В самом деле, герои эпосов - это обычно воины, а чем они занимаются?.. Вот так, шаг за шагом, происходит общая де-героизация вообще всего.

У обывателя, не использующего критический взгляд на жизнь, в буквальном смысле происходит дезориентация от событий последнего времени, когда то, что ещё вчера было хорошо, сегодня уже плохо. Обычно это объясняют "возросшим темпом жизни", "усложнением всего" и прочей ахинеей; но это всё - обычная манипуляция, инфа 146%. Проблема - в размытии и отмирании понятий Добра и Зла как таковых, отсюда и всеобщая де-героизация.

Поясню. Например, в описанных в Иллиаде разборках между ахейцами и троянцами события описаны с точки зрения ахейцев, и их подвиги с точки зрения противника могут оказаться уже не совсем и подвигами. Но там ещё можно всё попытаться свести к общим понятиям чести и доблести (которые современному обывателю уже с трудом налазят на голову). А вот дальнейшие подвиги Одиссея супротив циклопов, гидр и прочей фауны уже вроде как однозначно выглядят как подвиги, но, опять же, с точки зрения итакийцев. А у циклопов-то спросить забыли. И если посмотреть на ситуацию по-современному (все же помнят мультик про Шрека?), то может оказаться, что эти ваши герои - никакие не герои, а варвары и убийцы безоружных монстров.

Может показаться, что аффтар борется с ветряными мельницами; но ведь у всех же перед глазами де-героизация в рамках де-коммунизации; да и нонешняя истерия с битьём посуды между Россией и Западом, когда под де-коммунизацию попадают Суворов и Толстой с Пушкиным (все - дворяне, на минуточку), показывает, что героизация и де-героизация любых персонажей зависит от сиюминутной коньюнктуры. А здравый смысл и логика, не говоря уже за Добро и Зло, сейчас мало кому интересны. Опять же, не нравится пример с Суворовым - возьмите Колумба.

Можно сказать "мир сошёл с ума", и это будет недалеко от истины; но мало заламывать ручки, хорошо бы понять, что произошло, и кто с этого имеет гешефт. Как постоянно говорю, Добро и Зло у современников заменены Выгодой, поэтому никакие герои прошлого не имеют смысла, если они не-выгодны.

Тем не менее, термин "герой" вполне себе в ходу, только он предельно виртуализирован, и применяется во втором, нейтральном смысле этого слова - просто как "персонаж". В этом плане и Каштанка - тоже герой рассказа; как нетрудно догадаться, не в смысле доблести и чести, а просто как персонаж, к которому приковано внимание читателя. И герои современности, увы, по большей части - именно Каштанки, а не Ахиллесы с Одиссеями.

Намеренно использовал нейтрального персонажа, чтобы понять, что современное прочтение термина "герой" - не отрицание предыдущего, с инверсией Добра и Зла, а вообще про другое. Всякие супер-герои комиксов - они не Зло сами по себе, но это просто не герои здорового человека. Не потому, что они сами что-то сделали или не сделали; само применение термина "герой" здесь - в другом смысле, синоним слова "персонаж". И с героями прошлого их сравнивать не нужно.

"Тоже мне открытие, кто же сравнивает Пикачу со Спартаком" - скажете вы. И с одной стороны это верно; на подсознательном уровне люди понимают, что это - про разное; но вот словами сказать это могут не только лишь все. Тут можно сказать, что тот же самый Одиссей - по сути мифический персонаж, и 90+% его деяний - чистая мифология и, выражаясь современным языком, фейки. Тем не менее, герои в изначальном, положительном смысле, прославляли сами понятия Доблесть, Честь, Мужество и всё вот это. Герои в нейтральном смысле - это просто персонажи, которым посчастливилось привлечь внимание масс. Первых героизируют за их свершения; вторые героизированы самим фактом привлечения внимания к себе.

Фактически это проявление виртуализации общественного сознания, когда "обществу" не так интересна объективная реальность (горы, реки и поля), как виртуальные персонажи, тренды ютуба и вот это всё. Герои прошлого этому процессу мешают, поэтому их в лучшем случае забывают, а в худшем - де-коммунизируют. На их место вытаскивают виртуальных героев - либо через комиксы, либо через раскрутку культ-работников, блогеров, инфлюенсеров; это и есть герои нашего времени.


Про героев былых времён

Можно, конечно, заходить через эмоции; но теперь, надеюсь, станет понятнее, в чём разница между теми героями и этими.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Юрій Бутусов · Сегодня Печерский суд наложил арест на имущество пропагандиста Анатолия Шария, финансируемого Российского федерацией, который выполняет информационные заказы против Украины Как сообщают источники Цензор.НЕТ, арест наложен на следующие ...
"Неужели это всё моё?" ...
Лев Вершинин, историк — знаток античности и политолог пишет не только остроязычные комментарии текущих событий, но и книги по истории, в том числе, южноамериканских и центрально-американских стран. Для тех, кто интересуется историей и готов смотреть на мир под новыми и необычными ...
+ Оригинал взят у andrey_kuprikov в Путин сегодня на Всемирном русском народном соборе наверное впервые на моей памяти озвучил что есть русский мир, кто такие русские, что есть наша основа и каковы наши ценности. Без лицемерного заигрывания с нацменьшинствами, без ...
Авторы марафона #зимниесказки напоминают, что 16 января отмечается всемирный день группы The Beatles. Между прочим, музыканты группы проходили прослушивание на Decca Records 1 января 1962 года, но им отказали, потому что "группы с гитарами вышли из моды", а также потому, что ...