О Георгии Юдине
grozamolo4nikov — 12.01.2022Если когда-то придется писать про книги, которые определили мой интерес к истории Московского царства, то первой по хронологии для меня будет повесть-сказка «Птица Сирин или всадник на белом коне» (прочитана впервые лет в 8 или 9).
Сегодня узнал, что художник и автор книги Георгий Юдин скончался 7 января 2022 года. Судя по всему, о его смерти сообщили по каким-то причинам только вчера. В википедию пока известие о смерти не внесли.
Он был по профессии художником, но написал несколько книг и сам проиллюстрировал.
Кроме чтения книги в детстве я никак не пересекался ни с ним, ни с его творчеством, но сейчас поневоле думаешь, что можно было за 10-15 лет найти время и написать послание «от повзрослевшего читателя». Жаль, такие вещи поздно приходят в голову.
Впервые я увидел его детской передаче, где он показывал свои книги, уже тогда обратил внимание на красную обложку с всадником, но тогда автор больше говорил про другую книгу, про зеленого поросенка, поскольку она лучше подходила для дошкольников.
А через некоторое время я обнаружил эту книгу на верхней полке в шкафу детской, куда складывали литературу из подарков и случайных покупок, если признавали ее преждевременной по возрасту. Но получив книгу в руки я открыл первую страницу.
И дальше уже не отрывался.
В этой книге не было острого сюжета (что поначалу несколько разочаровало, но не заставило прекратить чтение). Там рассказывалось про простого крестьянского мальчика, у которого родителей убили татары во время набега и он остался на воспитании у бабки, которая прекрасно знает сказки и народные предание и пересказывает ему их, как будто рассказывая о реальных вещах окружающего мира. Здесь тоже было некоторое разочарование, поскольку о птице Сирин, Полкане, грифоне и Индрике говорилось так уверенно, что я не сомневался, что и герой встретит на пути что-то чудесное. Да и картинки лишний раз убеждали.
Но книга была почти до конца реалистичной. Егорка постепенно овладевает мастерством, сначала резьбы по дереву, потом осваивает краски и становится народным художником. В купальскую ночь он встречает свою любовь, такую же сироту, потом долго готовится к свадьбе, готовя в подарок невесте и ее деду прялку и сундук, причем бабка по прежнему рассказывает ему у чудесных цветах и растениях, а он все это изображает. Свадьбой оканчивается первая часть.
Во второй части Егорий отправляется в Москву и там осваивает иконопись в артели старого мастера Никодима, эта артель восстанавливает московские храм после пожара. Как такого сюжета нет, но герой знакомится с деяниями святых и народными легендами о них и продолжает совершенствовать ремесло. В одном случае мастера артели укрывают беглого новгородца, который и рассказывает им о жестоких расправах.
Здесь тоже наступает противостояние творческих людей со властью.
В третей части герой возвращается домой, но в деревне переживает татарский набег пытается вместе мужиками оборониться, попадает в плен. Он сумел убедить татарского предводителя (Менгли-Гирея?) что сделает ему воздушный шар из конских шкур, но на самом деле вместе с другими пленниками сшил шкур для огненного змея и вместе с другими пленниками сбежал распугав караул.
Однако в результате герой слепнет от серы и вернувшись домой поначалу впадает в отчаяние, но потом начинает создавать игрушки для своих детей — сначала из хлеба, потом из глины.
В конце герой чудесным образом обретает зрение, что подается, как награда, за то что он сохранил силу к творчеству вопреки всему.
Конечно, во взрослом возрасте что-то воспринимается по-другому, но у меня по-прежнему ощущение что автор передал атмосферу времени, характер народного двоеверия (вот ведь совпадение, как раз вчера вспоминал, а ведь русское двоеверие, сочетание православия и народных верований, нигде так не показано, как в книге Юдина!), да и сам путь мастера в антураже эпохи Грозного передан прекрасно, и как произведение искусства, на мой взгляд, книга удалась, есть где погрустить, есть где порадоваться.
(Хотя свои заклепочники, конечно, на эту книгу найдутся. Да и прогрессивная общественность может обвинить в пропаганде духовности. Но мы уж не будем обращать внимания). Главным образом замечу, что мне любовь к этой книге не помешала стать кандидатом наук со специализацией по московскому царству, а может, даже наоборот.
А еще, конечно, картины! Сейчас они порой кажутся простыми, но в дествте воспринимались как живые страницы прошлого и народных легенд. Особенно когда иллюстрации не только отдельными картинами, но и оформлении полей почти на каждой странице. Не знаю, как это по научному, но выглядело завлекательно и оживляло книгу от корешка до корешка.
Словом, спасибо автору за прекрасное детство.