О философах

топ 100 блогов wampus_99908.08.2023 Вернулся еще раз к дискуссии о теории виртуального мира у Е.Рудного, плюс там добавился пост "Можно ли отличить живое от неживого" – обе статьи вызвали немалый отклик. Порадовали вполне четкие и емкие представления о проблеме у О философах anti0h, ну и О философах skogar добавил огоньку (вот только второй пост они уже проигнорировали, столкнувшись с полным непониманием). То, что философ не в силах воспринять их доводы, вельми печально и свидетельствует об игнорировании диалектики, неумении после анализа сделать синтез (перекос в левополушарное мышление, свойственный западной цивилизации), отсюда:

Первая проблема – непонимание связи материальной чашки (которая и не чашка вовсе, а всего лишь объект специфической формы, т.к. "чашка" – это социальный конструкт) и ее информационного коррелята в нашем сознании. Начиная свои рассуждения со слов "вот чашка, которую вы держите в руке", философ непроизвольно нагружает материальный объект всем его социальным бэкграундом, и это уже не тот объект, на который он указывает. Но мы непосредственно видим именно этот конкретный объект, а наше внутреннее его представление имеет информационную природу со всеми ее особенностями.

Вторая проблема – помещение информационных объектов в конкретное место пространства, что говорит о философской неразработанности понятия "информация". Поэтому философу все время хочется нарисовать положение мысленного образа в каком-то месте (и он требует этого от других), что недопустимо, ибо идеальный образ не занимает места в пространстве. Можно говорить о положении физиологических коррелятов в мозгу (на визуальной коре), но там не сам образ, а динамическое распределение весов узлов нейросети. Вот мы имеем два яблока – где располагается число два, соответствующее количеству яблок?

Третья проблема – непонимание того, что хоть мы и воспринимаем образ внешнего мира, но без физического и социального опыта мы не можем его интерпретировать – есть множество примеров из жизни диких племен, да даже и из жизни современных людей, подтверждающих, что люди "не видят" незнакомых объектов (на самом деле, не в силах интерпретировать), пока не произойдет обучение нейросетей мозга на реальном опыте сравнения реального объекта и его восприятия органами чувств и понимания его сути и смысла. Если человек никогда не видел и не использовал чашку, он не сможет потом ее описать и сказать для чего она предназначена, а дикарь неизбежно попадет под машину на дороге (разве что вовремя сообразит, что это какой-то новый зверь, то есть сведет к знакомому опыту).

Отсюда и четвертая проблема – категорическое отрицание того, что достаточно продвинутая и обученная компьютерная система "видит" объекты. Тем не менее, если ей показать чашку, она вполне опишет и ее цвет, и форму, где у нее выщерблины и, возможно, из чего она сделана и где изготовлена. Как можно описать что-то не видя? Зато человек не в силах понятно описать цвет чашки слепому человеку. Цвет "неописуем", ибо воспринимается субьективно, мы просто уверены, что воспринимаем его одинаково, хотя каждый видит по-своему, вот и пришлось философам изобретать лишнюю сущность – "квалиа", хотя довольно известного слова "восприятие".

Пятая проблема – разрыв в понимании, кто все-таки видит объект: человек, его мозг или что-то третье (душа). И опять проблема в игнорировании диалектики – невозможно разделить единую работающую систему на части без того, чтобы не сломать ее, либо, соответственно, сломать понимание ее сущности. Видит и понимает, что он видит, человек, представляющий собой нерасторжимое единство материального и идеального – от физиологии до социального опыта – удали любой кусочек между этими двумя крайними понятиями, и всё рухнет.

Шестая проблема – высокомерное отношение к "наивному реализму", утверждающему, что мы видим объекты непосредственно, то есть видим реальность, реально существующие объекты. Делается это путем препарирования и разделения интегрального человека на части – отдельно органы чувств, отдельно мозг, отдельно человек, отдельно его физический и социальный опыт – и последующего утверждения, что мы получаем информацию косвенно, а не напрямую (тогда кто такие "мы"?). Это аналитика без синтеза, жизнь без правого холистического полушария мозга, задавленного формально-аналитическим левым. Но человека надо рассматривать в единстве: сетчатка глаза – это уже мозг, а человек – это все его органы, включая глаза и мозг, а так же вся его внутренняя эмоциональная, умственная и духовная жизнь. Нельзя сказать: "рука почувствовала боль", боль в руке почувствовал человек. То, что мы не воспринимаем объекты во всей их полноте или иногда искаженно, вовсе не значит, что мы их не воспринимаем реально (человек – сам часть реальности, которую он воспринимает). А вот знание об объектах мы приобретаем не непосредственно, а с помощью опыта (в т.ч. социального), обучения и исследования.

Евгений пишет: "Косвенный реализм разделяется многими людьми, может быть даже большинством. Важно только быть последовательным — следует сказать себе, что наблюдаемый мир вокруг меня является всего лишь образами в моем уме".

Этот тезис – откровенная постмодернистская подмена реального мира нашим восприятием и воображением ("я так вижу"), дальше уже широкая дорога к любым подменам реальности на создаваемые искусственные образы в головах обывателей с вполне определенными целями, что мы и наблюдаем, глядя на Запад из нашего благословенного Мордора)).

"И он вводит в заблуждение живущих на земле знамениями, которые дано ему творить перед зверем, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и ожил. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы и заговорил образ зверя, и сделал так, чтобы все, которые не поклонятся образу зверя, были убиты" (Откр.13:14-15).

* * *

О различении живого и неживого мне помог достаточно четко сформулировать свое понимание сам Евгений:

E: ‘Витализм был оставлен уже давным давно, однако впечатление, что живые существа чем-то принципиально отличаются от неживых объектов, продолжает процветать.’

W: Я не читал, что там за разногласия вылезли и насколько обоснованы доводы противников уникальности жизни. На мой взгляд, главным, что отличает живое (то единственное, которое нам известно) от неживого, является использование информации, записанной в данном случае в ДНК, для поддержания своей структуры и обеспечения ее воспроизводства во времени, все остальное вторично. Естественно, тут надо добавить несколько оговорок, чтобы исключить объявление жизнью вирусов и создаваемых человеком примитивных самоуправляемых и самовоспроизводящихся систем.
Похоже, это какие-то особо упоротые редукционисты, которые делают свой бизнес на отрицании очевидного (отрыжка постмодернизма). Такого сейчас пруд пруди.

E: Вопрос можно переформулировать с использованием витализма. Например, связана ли жизнь бактерии с витальными силами, то есть, в жизни бактерии есть что-то, что приниципиально не может быть описано в рамках существующих физических теорий.

W: Отличный, великолепный вопрос (в котором уже содержится половина ответа)!
Когда вводился термин "витализм" не было понятия "информация" в его сегодняшнем понимании. Правда, ее до сих пор толком не понимают, но уже активно используют (как многие физические феномены). Именно информация "принципиально не может быть описана в рамках существующих физических теорий", т.к. она полностью принадлежит математике (хотя прикладные реализации касаются и физических приложений). И именно она должна быть положена в основание определения жизни.
Отсюда следствие – так как жизнь базируется на использовании информации, ее высшей ступенью является разум.

E: На эту тему есть такая статья
Walker, Sara Imari, and Paul CW Davies. The algorithmic origins of life
https://royalsocietypublishing.org/doi/10.1098/rsif.2012.0869

W: Начал читать – очень неплохо. Особенно про типы информации – по Шеннону и контекстно-зависимую. Шеннон, как гений, решил лишь одну задачу, мог бы продолжать и дальше, но вдруг бросил всё и ушел в сторону. Неспроста это. Что-то он понял.
Ну и вывод, что даже сама концепция эволюции может нуждаться в пересмотре, тоже говорит о многом. Феноменальная сложность биологической жизни (сотни тысяч, если не миллионы транскриптов и управляющих РНК) откровенно намекают на некую управляемую внешним разумом эволюцию.
Множество ссылок на работы по связи информации и всех аспектов жизни – очень интересно, жаль уже нет времени и сил все это прочесть, но такой интерес утешает.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Так как дачный сезон открыт, надо это использовать и побольше готовить на углях. Зимой то это затруднительно. Сделал ребрышки с имбирем — прям отлично вышло, даже не ожидал. Рекомендую. 1. Покупаем свиных ребрышек, три пачки общим весом на 1.5 кг. Вот эти вот мираторговские прям ...
Во время последней поездки по Ставропольскому краю мы с интересом отметили, что все рыбаки на местных ставропольских водоемах рыбачили семейными парочками. Мужчина и женщина или юноша и девушка. У нас в Сибири до этого еще далеко. А здесь на юге тепло, вот и рыбачат парами. И я так понял, ...
Собрали на днях с дачи последнее, что там оставалось из урожая.  Яблоки осенние  и остатки винограда "Изабелла". Хотя того винограда было не так много. А ещё сняли вот эту чернявую ягодку, что на заглавном фото. Черноплодная рябинка. Растёт у нас деревце около умывальника. ...
Доброго времени суток всем счастливчикам, обладающим или интересующимся брендами китайского автопрома. Меня зовут Максим. Свой Hover взял год назад новеньким в Москве. Брал в очень авторитетном салоне. Брал целенаправленно, не по чьей то ...
Для Данилы прозвенел последний звонок. Для меня последний звонок прозвенел второй раз. В ту субботу, когда это происходило, у всех моих детей были неотменяемые мероприятия, поэтому нам пришлось не просто разделиться, но и привлечь бабушку и деда. И вот я - одна - стояла в толпе ...