О ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ВАЗАХ В ART INSTITUTE
larissafranczek — 06.05.2024В октябре 1871 года случился Великий чикагский пожар. Сразу после его окончания началась радикальная перестройка Чикаго: отцы города задумали сделать его похожим на великие европейские столицы. Общественным заведениям, таким, как музей, основанный в 1879 году, отводилась одна из главных ролей.
Я с превеликим удовольствием разглядывала их и открывала для себя Америку греческих ваз. Говорю так, потому что не знала, что, мало того, что типов древнегреческих ваз очень много, что каждый имеет название и часто подвиды, но и того, что вазы служили не только для украшения, т.е. выполняли эстетическую, декоративную функции, но и использовались вполне себе утилитарно как практические вещи. Они были сосудами для разных жидкостей.
Я узнала, что очень немногие древние художники подписывали свои работы, поэтому исследователи полагались на ряд методов, позволявших определять авторство, а именно на узнаваемые завитки, росчерки и подобные нюансы, которые можно наблюдать из работы в работу. По ним художники получали свои имена.
Одним из самых замечательных экспертов по идентификации был британский ученый-антиковед сэр Джон Бизли (Sir John Beazley). Он специализировался на чернофигурной и краснофигурной древнегреческой керамике и стал всемирно известным специалистом по этому вопросу. Определять стиль отдельных мастерских и авторов даже в тех случаях, когда отсутствовала подпись, ему помогала фотографическая память.
Римская скульптура, I век до н.э., мрамор, отреставрированная в XVIII веке
неизвестным скульптором, возможно, итальянским
Мускулистый сатир аккуратно переливает вино из бурдюка. Если приблизить фотографию, то видны «швы» там, где скульптором были добавлены голова, руки и ноги ниже колен. Наверное, он специализировался на реставрации античных скульптур.
Килик, 530-520 гг. до н.э, Афины, терракота
Ки́лик – круглая чаша с широким устьем, на ножке, с двумя горизонтальными ручками по бокам. Форма киликов варьировалась от широких чаш на низком поддоне до высоких, изящных на высокой ножке. (О тех, что на высокой ножке, рассказывала. Они со временем несколько трансформировались, превратились в таццу и живы до сих пор.)
Этот килик почитает Дионисия, бога виноделия и театра. Если сосуд приподнять, то он будет напоминать театральную маску, т.к. ручки похожи на уши, а полость – на рот. Широкие, круглые глаза, смотрящие на зрителя, символизируют или опьяняющий эффект напитка, или пристальный взгляд бога, или то и другое. Иногда на киликах между глазами изображали нос, но здесь мы видим боксера. Возможно, сосуд вручался победителю матча. Лев и пантера под ручками – символы силы и свирепости, качеств, высоко почитавшихся у атлетов Древней Греции.
Еще один килик. Начало V века до н.э, Афины, терракота
На сосуде изображен полунагой мужчина. Он принимает участие в комосе, шествии с музыкальным сопровождением. Хотя это был и ритуал, всё проходило весело, непринужденно и фривольно. Участники комоса назывались комастами.
Ги́дрия – сосуд, кувшин для воды. Начало V века до н.э, Афины, терракота
На сосуде изображены гетеры. В VII—IV веках до н.э. то были женщины высокого социального статуса, прекрасного образования и способностей. Некоторые играли значительную роль в общественной жизни. Многие являлись достойными подругами выдающихся политических деятелей, полководцев, поэтов и т.д.
По функциям гетеры во многом подобны гейшам Японии, но, в отличие от последних, гетеры еще и «доставляли радость» мужчинам.
Вот еще одна гидрия, которая мне ужасно нравится, хотя на ней и нет никаких изображений. Изумительная рифленая поверхность делает вазу не просто грациозной, а необыкновенно женственным, чувственным, скажу так: не предметом, а созданием.
330-310 гг. до н.э., терракота и золото
Этот тип вазы-сосуда называется ста́мнос.
450 г. до н.э., Афины, терракота
Стамнос похож на амфору: у него низкое горлышко и две горизонтальные ручки по бокам. Стамносы использовались для хранения вина, масел и других жидкостей. Большинство стамносов в музеях без крышек. Чикагскому повезло, здешний экземпляр с крышкой.
Краснофигурные изображения женщин на вазе называются мена́ды. В древнегреческой мифологии они были спутницами и почитательницами Диониса. По другому его имени, Вакх, они назывались вакханками.
Ваза под названием кантарос не совсем типична.
IV век до н.э., Греция, бронза
У обычных кантарос ручки высоко закручены и поднимаются высоко над краем чаши.
Фото из интернета
А у этой, что я увидела в музее, ручки не закручены и не превышают уровня краев вазы.
Как я рада, что из давней поездки по Криту мы привезли вазу. Она, понятно, современная, но расписана по древнегреческим мотивам, и качество росписи вполне достойное.
Амфора
Моя ваза – амфора. Дословный перевод слова, кстати, – несомый с обеих сторон. Амфора расширена в верхней и сужена в нижней части, у нее узкое горло и две вертикально поставленные ручки. В основном эти сосуды использовались для транспортировки и хранения оливкового масла или вина.
|
</> |