О дивный тленный мир

Хейли Кэмпбелл - журналистка, по ее признанию, с детства одержимая "тайной смерти" (то ли гибель одноклассницы так повлияла, то ли долгие часы, проведенные крошкой Хейли возле папиного рабочего стола, когда тот рисовал ни много ни мало - комикс по мотивам истории Джека-Потрошителя (школьные учителя потом просто обалдевали от рисунков самой Хейли - и их можно понять). В общем, далее в попытке прояснить феномен смерти для себя (и для тем же образом повернутых читателей) Хейли провела обширное расследование, в основном состоящее из интервью с многочисленными "свидетелями" - похоронными агентами, например. Санитарами морга. Бальзамировщиками. Специалистами по ликвидации последствий катастроф. Полицейскими из убойного отдела. Акушеркой (как ни странно, жизнь и смерть в этой профессии соединяются почти как у богинь языческих пантеонов). И даже одним палачом в отставке. Все эти люди наблюдают разные аспекты одного огромного социокультурного и физического феномена и по-разному к нему относятся. Сразу скажу, здесь нет разгадки трансцендентности, типа "Загробный мир существует: откровения патологоанатома", но получилось любопытное психокультурное исследование на тему того, как люди, много и часто сталкивающиеся с феноменом смертности, вырабатывают к нему иммунитет, как объясняют его себе, что могут сказать об отношении общества в целом к данному явлению. Последнее, кстати, довольно неутешительное, Современное общество с его культом абсолютного счастья, кажется, склонно воспринимать смерть как крайнюю степень неуспешности, которой, однако, подвержены все, а потому предпочитает от этой темы максимально устраняться. Впрочем, что-то в этом отношении сдвигается, ведь, как ни закрывай глаза, люди (пока) продолжают умирать (хотя, например, адепты криозаморозки полагают, что это дело поправимое - Кэмпбелл и с ними поговорила), а коль уж прежние ритуалы провожания и горевания не работают, людям потребны новые.Сразу скажу, что в тексте много материального, физиологичного - автор в подробностях рассматривает все аспекты происходящего с телом после зафиксированного прекращения жизнедеятельности, но этим отнюдь не ограничивается. Одним из самых ярких эпизодов для меня стал рассказ об акушерке, специализирующейся на "обреченных" родах - когда уже заранее известно, что младенец скорее всего их не переживет. До недавнего времени такие роженицы оказывались в полнейшей психологической изоляции, даже помогавшие им врачи инстинктивно отстранялись от их переживаний, а родственники чаще всего организовывали "заговор молчания", разумеется, из самых благих побуждений, но такое демонстративное забвение лишь немногим приносит облегчение. Сейчас в западной медицине все чаще раздаются голоса о необходимости особого сопровождения таких родов, родители должны чувствовать, что их опыт, пусть и горестный, тоже существует и имеет значение, у них должно быть место и время, чтобы отгоревать, проститься и т.д. (здесь, конечно, сразу возникает вопрос: "А как у нас?..." - и он тревожит).
Если история про акушерку - это история про то, как общество воспринимает смерть, которую оно не смогло предотвратить, то в интервью с палачом Кэмпбелл пытается найти ответ на вопрос, как чувствуют себя люди, которым то же общество вменило в обязанность отнимать жизнь, причем не в бою, когда шансы плюс-минус, а путем нажатия соответствующего рубильника (разговор происходит в США) или инъекции. Готового ответа тут нет - люди, как водится, разные, обстоятельства разные, но статистика в части алкоголизма и суицидов среди людей соответствующей профессии вроде как неутешительная, что добавляет еще один пункт в дискуссиях о смертной казни.
Вообще, конечно, при всей своей занимательности книга дает больше новых вопросов, чем ответов. Но, возможно, это та тема, в которой важна сама возможность их задавать.

|
</> |