О директорах
za_dergavy — 25.11.2023

На этом фото - директор Сталинского металлургического завода Павел Васильевич Андреев. Тогда Донецк назывался Сталино.
Павел Васильевич, выпускник Московской горной академии, до войны был главным инженером Донецкого металлургического. Потом война, эвакуация, работа на износ на уральских заводах, потому что все для фронта, все для победы - дни и ночи у мартеновских печей.
В ночь на 7 сентября 1943 года, когда еще шли бои на подступах к Сталино и город еще и близко не взяли, Андрееву уже зачитывали приказ о возобновлении деятельности металлургического завода в Сталино, организации восстановительных работ и назначении его директором завода.
До Донецка Андреев добирался в тендере попутного паровоза. В Енакиево ему дали грузовик. И в степи на пути к Донецку он увидел едущий навстречу "виллис" своего однокашника по академии, наркома черной металлургии Ивана Тевосяна.
Этот легендарный создатель советского металлургического комплекса, пользуясь "полным допуском" во фронтовую зону, всегда первым приезжал на все отбиваемые у немцев заводы.
Вышли из машин, пожали руки. С наркомом они приятельствовали со студенчества, а после академии вместе были на стажировке в Германии на заводах Круппа. И Тевосян сказал только две фразы: "Был у тебя. Паша, завода нет".
Именно Андрееву пришлось в прямом смысле слова поднимать завод из руин - потому что после взятия города Донецкий металлургический представлял собой кучу битых кирпичей с торчащими из нее железками:

Через полгода Донецкий металлургический даст первую продукцию. Чего это стоило - доподлинно знал, наверное, только директор. Через четыре года, 18 июля 1947 г., директор товарищ Андреев встанет из-за стола, чтобы отдать секретарю подписанный приказ, и упадет на пол прямо в своем кабинете. Обширный инфаркт. 49 лет.
Хоронили его так:

Люди, на себе вытянувшие державу из всех страшных годин, выпавших ей в XX веке, Мужики, принарядившиеся по случаю похорон и пристегнувшие к лацканам единственных пиджаков немногочисленные медали,

А на этой - Пару́йр Апетна́кович (Павел Петрович) Матевося́н, директор сталинградского завода "Красный Октябрь".
После окончания Свердловского металлургического института П. А. Матевосян работал на Алапаевском, а затем Верх-Исетском металлургическом заводе. В августе 1934 года его перевели на сталинградский металлургический завод "Красный Октябрь". В марте 1940 года назначен главным инженером.
На "Красном Октябре" было налажено производство броневой, подшипниковой и прочих сталей специального назначения, в том числе для знаменитого танка Т-34. Завод выпускал 32 наименования военной техники: гвардейские миномёты "Катюша, танковые корпуса, противотанковые ежи, каски и др.
В 1942 году П. А. Матевосяну пришлось заниматься эвакуацией рабочих, их семей, заводского оборудования в Челябинск и Новокузнецк.
12 января 1943 года, ещё до завершения Сталинградской битвы, народным комиссаром чёрной металлургии И. Ф. Тевосяном был подписан приказ о назначении П. А. Матевосяна директором Сталинградского ордена Ленина металлургического завода "Красный Октябрь". 2 февраля 1943 года генерал-майор С. С. Гурьев символически передал новому директору территорию завода, которым он в дальнейшем бессменно руководил 29 лет.
В 1943 году полностью разрушенный завод пришлось восстанавливать из руин. 15 мая 1943 года Государственный комитет обороны принял постановление о восстановлении металлургического завода "Красный Октябрь". В результате уже 31 июля 1943 года восстановленная мартеновская печь произвела первую плавку. Через 5 месяцев.
Сейчас завод обанкрочен и еле теплится.
Эти самые директора были вовсе не добренькие начальники. Напротив, это были очень жесткие руководители, спрашивающие с работников полной мерой, гораздо серьезнее, чем когда-либо потом.
Эти директора не делали карьеру, не зарабатывали бабло, а сначала строили, а потом спасали страну. Страну народа. Себя эти директора не жалели гораздо сильнее, чем подчиненных.
И народ это ценил. Наверное, никогда за всю историю России народ и элита не были так близки, как тогда.
И это было, пожалуй, одним из главных достижений революции.
|
|
</> |
Обзор российских производителей коньяка: КВК, Кизляр, Дербент, Фанагория и Прасковея
Мероприятия Кейт 27 января
«Волга», у которой не было будущего: почему ГАЗ-311055 собрали всего 60
Чистка в ЦВС Китая напоминает о цене пребывания в рядах элиты
Наше старое кино
Муж, жена и соцсети
Выходные: мороз и солнце
Крым. Инкерманский монастырь, 1905-2014 гг.

