О девушке из деревни Такая предаст всегда?
a_nalgin — 27.09.2024Бог весть, чем думал один выпускник МЭИ, молодой, но уже опытный бизнесмен, когда брал в жёны понаехавшую в столицу училку английского на два года старше, да ещё и «в поиске своего Я». Будем считать, что встретились два одиночества и сошлись… характерами. Бывает…
Зато можно понять, о чём он думал и на что рассчитывал, когда записывал на молодую супругу, только что родившую дочку, новый и потенциально перспективный #бизнес по торговле одеждой через #интернет. Это был гениальный маркетинговый ход — и одновременно бомба замедленного действия под семейную #жизнь.
Вас удивит, что она — рванула?
Да, это — #история Владислава и Татьяны Бакальчуков, вместе создавших «с нуля» многомиллиардный бизнес-проект на онлайн-торговле и теперь громко делящих его так, что вся страна диву даётся. Если быть честным, то «вместе» — это слишком громко сказано. Каноническая легенда гласит, что находясь в декрете и якобы не имея возможности заниматься репетиторством из-за беспокойной дочки-грудничка, бывшая учительница английского в 2004 году решила торговать в розницу одеждой из каталогов Otto и Quelle. Восемь лет спустя российский Forbes рассказал слезливую сагу о том, как молодая мать таскалась по Москве на общественном транспорте — метро, автобус, 10 минут пешком в один конец — за 20-килограммовыми посылками с блузами и платьями из Германии, чтобы затем перепродать их с наценкой и подзаработать. Сама принимала заказы, сама разбирала тяжёлые коробки, сортировала и приводила в порядок вещи, которые потом сама же развозила по заказчикам. Или, точнее, заказчицам: ядро аудитории Otto и Quelle — #женщины.
Каждый, у кого в голове хоть капля серого вещества, сразу заметит кучу нестыковок. Кормящая мать не может найти даже пары окошек по 45 минут для занятий с учениками, но с лёгкостью оставляет дочь на 3-4 часа, чтобы ехать через всю Москву за посылкой. Репетитор по английскому не в состоянии сыскать учеников в ближайшей округе и вынуждена торговать одеждой. А муж-бизнесмен, чья фирма в 2005 году его принесла 718 тыс. руб. чистой прибыли, — это 50 средних московских зарплат того времени — не мог выделить супруге денег на такси. Но при этом Татьяна Бакальчук ухитрялась не брать предоплату с клиентов, хотя только для размещения заказа требовалось внести 10% каталожной стоимости, а затем оплатить всю посылку на почте. Угу, охотно верим…
На самом деле, история Wildberries началась гораздо раньше. 16 октября 1975 года в Грозном у инженера и учительницы, носивших распространённую корейскую фамилию Ким, родилась девочка. Назвали её Татьяной. Точно не известно, когда семья Кимов переехала в подмосковный посёлок Газопровод, где её глава устроился на работу в «Мострансгазе». Но школу Татьяна окончила уже невдалеке от столицы. Особыми успехами, похоже не блистала, так как мать посоветовала ей поступать не в столичный педвуз, где какой-никакой, но конкурс, а в Коломенский педагогический институт. Его девушка окончила в 1997 году и… сразу же захотела переучиваться на дизайнера. Но тут грянул 1998-й, #кризис, дефолт — мечты об учёбе пришлось отложить. Однако это не помешало девушке год спустя умчаться в Москву «искать себя».
Бог весть, в чём заключались эти поиски. Но увенчались они тем, что Татьяна… нашла себе мужа. Случилось это в 2002-м. К тому времени 25-летний выпускник МЭИ Владислав Бакальчук был уже опытным предпринимателем. Он начал с торговли компьютерами, потом занимался прокладкой оптоволоконных сетей для интернет-провайдеров, затем на паях с другом создал провайдера UTech и активно его развивал. Как познакомились Татьяна и Влад — тайна за семью печатями. Но уже через две недели молодые люди подали заявление, а ещё через месяц расписались. Два года спустя у пары родилась дочь и… идея нового бизнеса. Интернет-магазин женской одежды.
Как раз тогда в столице начинался бум электронной торговли. И первыми в e-commerce ринулись айтишники. Интернет-магазины росли в Москве, как грибы, но вот ниша продаж товаров prêt-à-porter тогда пустовала. Всех отпугивали высокие накладные расходы на логистику и обработку возвратов. Обойти эту проблему Бакальчуки решили, сузив ассортимент до самых ходовых моделей из каталогов Otto и Quelle. Мол, если какая-то вещь не подойдёт одной заказчице, она может подойти другой, не столь капризной. Главное — создать поток заказов.
А для этого Влад Бакальчук решил нацеливаться на замотанных жизнью мамочек с детьми. И слезливая сказка про то, как #женщина в декрете пускается во все тяжкие, чтобы помочь модно выглядеть тем, у кого нет времени ходить по магазинам, выгодно отличала Wildberries от конкурентов. В общем, первую рекламу «Ягодки» размещали на женских и «мамских» площадках. То есть, с самого начала Владислав был «мозгом» компании. Но не только. Его фирма разработала первый дизайн интернет-магазина. Его специалисты наладили там учёт и контроль. Его связи помогли организовать логистику. А в 2005 году он привёл в Wildberries Сергея Ануфриева партнёрство с которым стало для компании судьбоносным. Во-первых, новый партнёр принёс тогда ещё небольшому интернет-магазину первый крупный контракт с мировым брендом: компания закупила у Adidas большую партию кроссовок по ликвидационной стоимости. Сумма сделки составила 1 млн долл., и чтобы её добыть, Влад продал долю в интернет-провайдере UTech, которым владел на паях с другом. Ставка сработала — продажи попёрли.
Во-вторых, Сергей Ануфриев поставил на ноги и отладил наиболее уязвимую часть бизнеса интернет-торговли — доставку. Ввёл проверки курьеров и складских рабочих. Создал систему безопасности. И, наконец, решал вопросы, о которых не очень принято говорить открыто, но которые время от времени возникают в бизнесе. Если вы смотрели фильм «Олигарх» 2002 года, то Сергей Ануфриев стал для Бакальчуков кем-то вроде Лари Теишвили.
По словам бывших сотрудников «Ягодок», лет через пять после создания компании роли в ней распределялись так. Владислав Бакальчук — стратегия, операционная деятельность, маркетинг, IT. Сергей Ануфриев — безопасность, логистика, закупки. Татьяна — «душа» компании, визитная карточка и «лицо». Фронтвумен, словом. «У Татьяны [Бакальчук] даже не было отдельного кабинета. Если она возражала [Сергею] Ануфриеву, тот мог ответить: “Я же сказал: делаем так!”. И никто уже не спорил», — вспомнил в разговоре с иноагентом The Bell бывший подчинённый. Впрочем, пиарщики Wildberries утверждают, что с самого начала единственной владелицей и полновластным главой компании была Татьяна Бакальчук. Причём органично совмещала эту деятельность с регулярными пополнениями семейства: шесть родов, семеро детей.
Такая твёрдая позиция понятна. Пиар беспощаден. С 2012 года Wildberries позиционируется как компания, которую с нуля создала простая домохозяйка, бывшая училка, многодетная мать. Это помогает и продажам, и росту бизнеса. Кейсы self-made woman востребованы в России — стране побеждающего матриархата. Это — нормально. Но ровно до тех пор, пока #женщина не начинает всерьёз верить в талантливо созданную пиарщиками сказку о гениальной провинциалке, покорившей мир.
Увы, Татьяна Бакальчук — поверила, пусть и не сразу. Шаг за шагом выходя из тени, присутствуя на светских тусовках, посещая властные кабинеты, выслушивая дифирамбы и лесть… Плюс опасный возраст «ягодки опять»… А тут ещё обороты у самих «Ягодок» превысили триллион, и посыпались
Итог закономерен. Вложившийся в «общее дело» #мужчина остался на бобах. Того и гляди, посадят за «харрасмент». Развод — во всех смыслах. Тем временем успешная #женщина пробует нового партнёра. Едва ли такой исход и брака, и бизнеса предполагал Владислав Бакальчук 20+ лет назад, когда записывал на супругу 99% компании.
Сам кузнец своего несчастья?