Третьего дня довелось побывать на Киевском вокзале Москвы и
наблюдать нравоучительное зрелище.
Выйдя на перон увидел два пассажирских состава, стоящих друг
напротив друга. Слева стоял вот этот состав:
а справа вот этот:

Не буду томить читателей просьбами угадать маршруты следования
этих поездов - а сразу рассказываю. Поезд слева - скорый ночной
поезд Одесса-Москва (о чём свидетельствуют отчётливо различимые за
его грязными окнами таблички) принадлежащий Укрзализныце:

Правый же поезд представлял собой самый заурядный не скорый,
идущий в глухую провинцию поезд Москва-Климово, принадлежащий
РЖД.
Как говорится - почувствуйте разницу.
Мне за последние полгода довелось немало поездить по
европейской части России, пересекая её от Петербурга до Краснодара
и обратно. Ездил я всегда выбирая самые дешёвые билеты - почти
всегда в плацкарте или в сидячих вагонах. Я не буду рассказывать о
скоростных поездах Сапсан или Ласточка (которые долетают из
Петербурга в Москву за 4 часа). Не буду рассказывать о двухэтажных
вагонах фирменных поездов с ковровыми дорожками, тремя туалетами в
вагоне, и бесплатным вай-фаем. Я расскажу о поездах для людей с
невысоким уровнем дохода - обычных, не фирменных и не скорых,
билеты в которых стоят дешевле всего. Тех поездах, которые на
Украине принято называть скотовозками - за вечную грязь, вонь,
забитые окна, жуткие туалеты в которые страшно зайти и прочие яркие
качества.
Во-первых, могу сказать что в России большая часть вагонов уже
послесоветской постройки - причем значительная их часть постройки
последних 10 лет. 100% этих вагонов произведены в России - гордая
надпись "Тверской вагоностроительный завод" встречается здесь чаще
всего
Во-вторых, нормой даже для вагонов выпущенных 10 лет назад
является свежая покраска и ремонт. Ржавые, облезлые пассажирские
вагоны тут практически не встречаются.
В-третьих, во всех вагонах последних лет выпуска (даже в
плацкарте) устанавливаются вакуумные туалеты, которыми можно
пользоваться на остановках. Во всех туалетах помимо туалетной
бумаги имеются жидкое мыло и бумажные полотенца, а также горячая
вода.
В-четвертых, даже в плацкартных вагонах в самом вагоне (а не
только в тамбуре) имеется несколько розеток, в которых можно
подзарядить мобильные устройства. В купейных вагонах розетки есть в
каждом купе.
Что же касается чистоты, то ситуация с ней в разных поездах
разная - но ни один из поездов в которых мне довелось ездить я не
могу назвать грязным. Скорее их чистоту можно оценить по шкале от
"очень чистого" до "нормального".
Техническое оснащение современных вагонов тоже разительно
отличается от привычных нам вагонов прошлого - от упоминавшихся уже
вакуумных туалетов до автоматических межтамбурных дверей, которые
мало того что открываются по нажатию красиво подсвеченной большой
кнопки, так ещё и работают по кессоному принципу, когда вторая
дверь открывается после закрытия первой.
Так что старый, грязный и ржавый скорый поезд Одесса-Москва
Укрзализныци смотрелся на фоне скромного поезда Москва - Климово
весьма симолично.
Это был поезд из дичающей, проедающей остаки имперского
наследия провинции - который приехал в столицу возрождающейся
Империи. Империи, которая рано или поздно обретёт силы и вернёт
этот поражённый самоубийственной ересью сепаратизма и
саморазрушения кусок своей земли в своё лоно.
Но это будет потом, а пока этот обезумевший кусок России ждёт
тяжёлый путь вниз по наклонной в пучину упадка,
Примерно вот сюда:
