О чистой свободе

топ 100 блогов hyperboreus04.04.2025 Как известно, Кант, создавая свою философскую систему, поместил искусство между наукой и моралью. Наука, будучи основанной на нашей способности познания, есть система объективных знаний о природе, которую априорно задает рассудок, чтобы иметь какой-либо опыт вообще. Мораль, проистекая из способности желания, есть система объективных принципов поведения, которую автономно устанавливает разум, чтобы иметь какую-либо свободу вообще. А вот искусство, зиждясь на чувстве удовольствия и неудовольствия, принимает вид совокупности субъективных форм, которую создает способность суждения, выражая таким образом кажущуюся целесообразность как природы (природа как искусный творец), так и свободы (художественный гений). Искусство, таким образом, является одним из видов суждения, а именно эстетической рефлексией, субъективно подтверждающей то, что мы не можем подтвердить объективно.

Бедное искусство, попавшее в сети рационалиста! Потребовался дионисийский гений Ницше, чтобы вытащить его оттуда. Какой художник скажет, что творит ради удовольствия или рефлексии? Нет, абсолютная свобода — вот подлинный исток его творчества. Творю, потому что могу. И это в корне меняет расстановку.

Что, если искусство находится за пределами науки и морали — дальше их, а не между ними? Что, если здесь выражает себя неизвестная (невидимая) Канту, но не менее фундаментальная способность души — воля к свободе? К выходу за пределы любых ограничений и законов, в том числе и автономных, чего не позволяет себе свобода по Канту? Именно эту волю мы можем положить в основание не только искусства, но и религии. Воля к абсолютной свободе требует бессмертия и бесконечности, поскольку смерть и конечность — бесспорные ограничения. В этой свободе утверждает себя не только художник-творец, свободный в том числе и от каких-либо целей творчества, от прикладных задач, познания и морали; в этой же свободе утверждает себя и мистик, стремясь прочь от конечного мира — к состоянию бесконечного абсолюта.

Кант изгнал из своей системы мистику, поскольку (вполне справедливо) увидел в ней претензию на некое знание, получаемое помимо эмпирического опыта. Но ограничивается ли этим мистика? Или в ее ядре — воля к свободе, а не к знанию? Именно так понимали мистику на Востоке. Именно здесь увидели глубочайшее сродство мистики и искусства, которое на Западе до сих пор считают за признак недоразвитости. Мол, у них искусство еще не освободилось от религии, оно все еще вторично, несамостоятельно. Неужели? Скорее несамостоятельно искусство у Канта, коль скоро у него прекрасное — лишь символ нравственно доброго и приуготовляет переход к последнему «без резкого скачка».

В Индии действительно искусство полностью религиозно, мистично (берем мистику как истинное ядро всякой религии). Цель искусства, как и мистики — мокша, освобождение, становление Брахманом. В этом смысле можно говорить об индийском искусстве как искусстве мистики. Напротив, в Китае не сложилось полноценных и всеобщих религиозных форм, их место заняла конфуцианская государственно-этическая доктрина. Но именно искусство в Китае стало высшим выражением воли к свободе и безграничности, породив сокровенную мистику искусства. В обоих случаях мы отмечаем как родство мистики и искусства, так и их отчетливое стремление за пределы любых ограничений — к невыразимому. В этом — глубочайшая тайна человека, для которого наука и мораль — лишь временные способы как-то просуществовать в этом мире, покуда не придет освобождение от него.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Кто придумает лучшую подпись? Мой вариант славяно-ведический: Встретились как-то Инь, Янь и Хрень... *** Музыка: Мищуки. Белый бинтик (стихи Самойлова). http://mp3.cc/m/326220-Vadim_I_Valerij_Micshuki/11695425-Belyj_bintik/ ...
Как мы представляли себе английские завтраки? Овсянка, сэр? А вот, что предлагают в кафе в качестве завтрака Сосиски, бекон, жареные помидоры, грибы, яйца, приготовленные разными способами, картофельные оладьи, фасоль, тосты И нигде нет овсянки:) После таких завтраков ...
В  Смотришь на этот рисунок жителя дальнего зарубежья и в памяти всплывают слова незабвенного Васечки Шумова. Группа "Центр". Альбом "Сделано в Париже". Навсегда!.. Все наше навсегда... Матрёшка. Балалайка. Волга. Изба. Борщ. Самовар. Спутник. ...
«Признать Крым российским можно и должно» - Александр Лукашок " /> Тема Крыма для меня всегда имела три составляющие: политическую, экономическую и практическую. И сегодня как раз тот момент, когда все эти факторы говорят о том, что Крым надо признавать, причём срочно! Сейчас ...
С первосентябрьским вас утром! У нас солнечно, но холодно. Пока добралась до работы, пришла к выводу, что пора ...