О человеке/человечестве
biologist2 — 31.03.2024
То, что изложено ниже - рождено в размышлениях по поводу
предстоящей лекции по эволюции человека. И после просмотра фильма
"Human", а также прочтения одной впечатлившей меня статьи по
экзистенциализму (https://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsializm-1/viewer).Человек - это трудное дитя природы. Трудное не значит не любимое, но это значит, что с ним будет много хлопот, и один бог (черт) знает, как сложится его путь.
Вот эта мысль, которая сказана выше - это сформулировано не на правильном научном языке. Можно так сказать: прогрессивное развитие позвоночных и их мозга привело к появлению нашего вида - человек разумный. Он оказался очень успешным, поэтому теперь вытесняет все прочие виды, захватывая все большие пространства и ресурсы. Слыша это, вы понимаете, что вы сейчас в аудитории номер три слушаете лекцию по эволюции. Но первое изложение - это язык метафор, это, по сути, описание религиозного характера. Природа описана как живое мыслящее существо, мать, которая родила, любит, у которой есть хлопоты...Но всем это ощущение понятно, а воспринимая эту правду в такой форме вы понимаете, что все мы - пассажиры или команда большого корабля по имени Человечество, плывущего в океане по имени Вселенная, и не то блуждающего, не то движущегося куда-то к месту назначения. И всем нам очень бы хотелось, чтобы это место назначения было, и чтобы корабль нашел верный курс, и чтобы мы (трудные дети) не были бы теми, кто просто из злобы и жадности без конца нарушает закон и подлежит смертной казни. Это мироощущение, всем понятное и близкое (стоит лишь слегка зацепить и вытянуть) - и есть проявление присущей нам религиозности, иррациональности мышления. В этом наша суть как Homo spiritualis, - так неожиданно точно обозначили наш вид в замечательном документальном фильме "Пещера забытых снов" о наскальном искусстве древности. И правда ли, что нам нужно просто от этого избавиться как от чего-то косного?
Стихотворение Блока:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь — начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь..
Оно о чем? Я встретила такую философскую интерпретацию в статье об экзистенциализме:
Человек (человечество) блуждает в ночи (непонимании, но жажде пути), а путь (улица) таки есть, и иногда его смутно можно видеть в тусклом свете фонаря (то, что помогает понимать путь, угадывать его). При этом жизнь наполнена страданиями, болезнями, за которыми следует смерть (аптека), и так от века к веку. Путь человечества и человека всегда таков от ныне веков и до скончания времени. Поэтому размышления о том, как жить человеку и зачем, мы встречаем с самых первых письменных источников и на протяжении всего времени, и мысль нарастает комом, поднимая самые глубокие пласты души человека, но мы находимся все в том же месте, о котором писал Блок. Мы не стали мудрее в смысле уменьшения количества страданий человека, человечества, возвышения человеческой души.
В этих размышлениях философов всех времён выражена совесть человечества, осознание несомой нами ответственности, которая тем больше, чем более мощные орудия сосредоточены в руках этого трудного ребенка.
Мизантроп - человек, ненавидящий это бессильное в своих потугах обрести смысл человечество - при доступе к красной кнопке, легко бы мог решить все его проблемы кардинальным образом. И что этому можно противопоставить? Это риторический вопрос, на который всё же непременно нужен ответ. И мы надеемся, что этот безумный мизантроп внутри нас даст нам достаточное время для нахождения ответа, потому что при всем при том мы все же очень любим жизнь - как нас научила мать природа.
|
|
</> |
Проектор для дома: 7 критериев правильного выбора техники
День рождения. Рама IX
12 роскошных новогодних образов от российских брендов. Зима 2026
Похоже что "Роскомнадзор"(тм) замедляет весь интернет в стране - как таковой.
"Фейри файр": ярмарка чудес и замечательные животные))
Алекс Зимовский: «За "корову" ее, фраеришку, взяли...»
Качалина
Валентин Левитин и Владимир Гоосс

