О частоте причастия
diak_kuraev — 13.04.2023Патриарх сегодня виноватил мирян за то, что не причащаются каждое воскресенье.
Мол, ни один даже самый великий богослов не объяснит как это можно — присутствовать на литургии и не причащаться.
Но ведь средостение между мирянином и Чашей воздвигает вовсе не желание прихожан, а требования духовенства. Именно оно требует: Три дня поста. Исповедь в день причастия. Вычитывание «правила». Отстаивание всенощного бдения накануне. Малоедение вечером и полный запрет на вкушение пищи с полуночи.
И это не частная прихоть отдельных священников, и требования «Известия учительного», что печатается в Служебнике.
Впрочем, я не считаю, что отмена этих «ступенек» значительно умножит число причастников и как-то улучшит духовно-нравственное состояние прихожан...
И опять какое милое классовое расслоение. Простецов патриарх громко и принципиально обличает. А тех, кто стоит на правом клиросе (слева от него во время проповеди)? Там на его службах маются вип-чиновники. Обычно в конце службы он вручает им свои ордена. Но перед патриаршим награждением они вовсе не подходят к Чаше. Какой великий богослов придаст этому вид нормальности?
Патриаршее богословствование как обычно переродилось в сеанс партийной ненависти. Мол, это интеллигенты-либералы в 19 веке приучили народ к мысли о редком причастии.
Что тут сказать. Опять двойка...
«Номоканон» Мануила Малаксоса (+1581) написан вовсе на марксистом и не либералом:
«Те, кто живут праведно и постятся по средам и пятницам, пусть причащаются на праздниках Пасхи, Рождества Христова, Святых Апостолов и Божьей Матери, если они соблюдали соответствующие посты и, разумеется, если они того достойны, не имея никаких канонических препятствий
С 1770 года греческие «Часословы» стали издаваться с таким текстом:
«Отрывок из “Томоса единств”, изданного в царствование Константина и Романа в 910 г.: “Достойно причащаться Святых Тайн только три раза в год, первый раз на спасительное Воскресение Христа Бога нашего, второй раз на Успение Пречистой Матери Божьей, третий раз на Рождество Христа Бога нашего, им должно предшествовать пост и польза, которую мы можем из него извлечь”».
(такой томос и в самом деле был, но он относился только к третьебрачным; теперь его распространили на всех).
(см. https://bogoslov.ru/article/3621221)
Митрополит Платон (Левшин) в инструкции благочинным 1775 г. указывал последним следить, чтобы семьи клириков причащались во все посты, т.е. четыре раза в год, к тому же благочинный должен призывать и прихожан.
«Благочинный наблюдает, чтобы все священно- и церковнослужители и их жены и дети, равно причетники с их семействами и все заштатные каждогодно, и не только в великую Четыредесятницу, но по возможности и во все прочие посты, исповедывались и Св. Таин приобщались» (ст. 9).
Неужто в середине 18 века семьи священников были доступны «либеральной пропаганде»?
У староверов также была принята практика редкого причастия (и то и просто только предсмертного).
Но дело в пробелах церковно-исторической эрудиции патриарха. А в том, что и в Великий Четверг, говоря о Таинстве, он считает уместным сыпать политическими и партийными пежоративами и ярлыками. А раз так, то и я могу вспомнить, чьим алтарным прислужником и кто назвал его год назад.
***
Вне вязи с вышесказанным хотелось бы просто сохранить дерзновенное слово доктора богословия протопресвитера Виталия Борового: "Кто сегодня причащался Богу во Христе, но не причастился брату во Христе, тот не причастился и Богу".
|
</> |