о церковной реформе
igumen_aga — 23.07.2012 Я думаю, нужно спокойно относиться к тому, что через *****цать лет в российском Православии вполне нормально будут функционировать русскоязычные приходы с регулярными ежевоскресными причастниками, самоуправляемые монастыри и абсолютно финансово прозрачные епархии, не говоря уже о таких мелочах, как женские брюки в храме.Всему свое время, одно сменяет другое. Сейчас действительно идет переходный этап, следствие семидесятилетнего безбожного пресса. эта рана только начала затягиваться.
Я не вижу сращения церкви и государства, (об этой опасности я сам, кстати, писал четыре года назад). Я вижу государство, которое хочет использовать церковь в своих целях и церковную организацию, желающую поиметь от государства определенные преференции, сохранив, при этом, независимость. Т. е. это не два партнера, как бы ни хотелось кому-то видеть именно такую идиллическую картину, это два игрока на одном поле и у каждого в запасе свои финты. Централизация власти в церкви, усиление иерархической вертикали, попытка (как правило, - неудачная) написать концепции для всего на свете, выстроить все бюрократические структуры на манер Ватиканских и т. д. это как раз частное следствие подобных политических игр. Недавние "патриаршие" скандалы и истерика вокруг бунтующих феминисток, - тоже.
Не стоит впадать в депрессию по поводу нынешнего состояния нашей Церкви. В недавний синодальный период церковная организация полностью контролировалась государством (монархисты, - помолчите пока), попы были обязаны раскрывать тайну исповеди а народное благочестие простиралось даже до причащения четырежды в году. И разве кто-то скажет, что это было время упадка христианства? А ныне куда больше свободы и возможностей. Да, о. Павел чуть ли не в одиночку борется с архиерейским произволом, но это невозможно было бы представить в Российской империи, - "золотого века Православия".
Официальные речи протоиерея Всеволода, "в которых есть нечто неудобовразумительное" ©, мягкая, сетевая оппозиция отца протодиакона, десятки высказываний авторитетных и уважаемых людей в церкви и шизофренические бредни несчастного Кирюши, - всё это формирует некий публичный образ российской церкви. Образ живой и непосредственный, - as is (и слава Богу, что - живой). Но я не думаю, всё же,что этот media image совсем уж адекватен реальному состоянию сообщества верующих православных христиан в России, потому что там, за МКАДом и за пределами LJ и FB, в общем-то и находится 99% той самой Церкви о судьбах которой радеет этот наш узкий круг реформаторов, знающих, как на самом деле надо. И вся разница в том, что мы-то знаем о них, а они и понятия не имеют о нашем здешнем бурлении.. . И там все идет своим обычным, неспешным чередом. И все будет именно так как надо. С нами или без нас - это не имеет уже никакого значения. По крайней мере - для истории.