О церковных адвокатах

топ 100 блогов diak_kuraev20.01.2024

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ

Некий «Кирилл Из Петербурга» (на самом деле, кажется, священник-униат из Рима):

«Умиляют чадушки РПЦ тем что постоянно вещают от имени всей церковной византийской традиции.

Причем этого глупого дефекта не лишены такие люди как Кураев.

1. В своем интервью он успел заявить будто "византийское каноническое право не имеет процессуальных норм".

Неправда имеет. Просто поскольку каноническое право формировалось на фоне развитого римского права, оно просто акцептировало процессуальные нормы из него. Причем на эти нормы систематизированные в разных консолидациях как например "Конституции" Феодосия и Гонория, или "Дигестах" Юстиниана. На них ссылаются и решения церковных судов того времени.

2. далее фонтанируя своей безграмотностью Кураев заявил будто в "византийской канонической традиции нет адвоката".

Тоже неправда.

Институт обязательной адвокатуры в суде появился благодаря Церкви. В римском праве он опционален. Обязательное участие в процессе защитника (Экдика/Дифенсора), -церковного адвоката, которое предписано церковному судопроизводству Конституциями Феодосия и Гонория и XV новеллой Юстиниана. Неимущим и лишенным защиты (сиротам, рабам, пленникам, беглецам, мигрантам...) услуги церковного адвоката предоставлялись бесплатно, в том числе и в светском суде, если обвиняемый просил "убежища Церкви".

(Да да, знакомая фраза, "если у вас нет денег на адвоката он будет предоставлен бесплатно"- тяжкое наследие "Константинова периода", результат политического влияния церковной иерархии на законодательный процесс в Римской империи)Кроме того экдики были чем то вроде "омбудсменов" по правам неимущих и рабов. То есть на них перешли части функций цензоров.

Об этой функции пишет Вальсамон в толковании на 23 канон IV вселенского собора в Халкидоне. Так же особенностям служения Экдика посвящен труд Вальсамона "Описание должностей хартофилакса и протоэкдика". Есть статья Никодима Милоша о служении адвокатов во время синодов Александрийской церкви.

То есть институт обязательной адвокатуры в византийском каноническом праве есть. И более того именно церковное право является его изобретателем.

Просто Кураев тут безграмотен...

3. Он же продолжая источать пафосное невежество заявил что церковный суд в византийском каноническом праве не проводит следствия. И это тоже неправда.

Сам процесс суда и называется "Судебное следствие", а то что в светском уголовном судопроизводстве отделено от судебной процедуры в отдельную процессуальную стадию, которую на бытовом языке называют "следствие" правильно называется "предварительное следствие", то есть сбор и анализ доказательств для предъявления их суду, и суд дает оценку этим доказательствам в процессе судебного следствия. Что в РФ есть правовая деформация этих понятий, - вовсе не вина византийского канонического права.

Что в "судах" так называемой "РПЦ" нет судебного следствия (основной части судебного процесса) а весь "суд" сведен к заседанию с провозглашением спущенного сверху решения, тоже не вина византийского канонического права.

А больше чем к "РПЦ" у меня претензий к Кураеву который вместо того, что бы взять классические книжки по церковному праву (хоть бы и те самые комментарии Никодима Милаша, которые есть на р/я) фонтанирует невежеством в своих интервью.

А  к "РПЦ" претензий нет. Это не восточная церковь, это вид постмодернисткой игры, и к византийской церковной традиции имеет отношения не больше чем реконструктор доцент Соколов к Наполеону.

И то, наверняка у Соколова знаний о Наполеоне намного больше чем у косплееров из "РПЦ" о византийской церковной традиции включая каноническое право.

собственно Кураев тому - яркий пример.

PS если кто не в курсе, я- доктор Канонического права Pontificcia Università Lateranense".

https://www.facebook.com/kirill.peterburgs/posts/pfbid02LhdSQ9FU9ZtkNY2CFPjwvQKDQGTVTgatUWfVZpemZ7iBbkZaAFsMyuogFnj15YkNl

***

Интонация ментора впечатляет.

А по сути?

1. Уж не знаю, сколько тысяч раз я говорил, что я идиот, говорящий лишь от своего имени и сколько тысяч раз  отвечал на вопросы «не знаю».

2. я не заявлял, будто "византийское каноническое право не имеет процессуальных норм". Я говорил об отсутствии процессуального кодекса. А это вовсе не одно и то же.

3. Понятно, что мой анализ церковного права строится на моем опыте служебно прения и говорит прежде всего о современном состоянии церковного судопроизводства в РПЦ.«Кирилл Из Петербурга» пробовал придти на епархиальный суд в сопровождении своего адвоката? Я пробовал...

вот ответ зампредсуда прот. Владислава Цыпина:

— Есть ли в церковном суде адвокат?

— Нет, это логично, его и не должно там быть.

— Но почему?

— Потому что акцент в церковном суде лежит не на правах, а на исправлении кающихся грешников. Чрезмерная защита личного интереса кажется несовместимой с христианской этикой, ориентированной на покаяние. Есть разные соображения, которые сделали решение об отсутствии адвокатов в церковном суде естественным.

http://www.nsad.ru/articles/cerkovnyj-i-svetskij-sud-v-chem-shodstva-i-v-chem-razlichiya

4.«Кирилл Из Петербурга» уверяет, что об участи адвоката в церковном суде говорит юстинианова XV (15) Новелла, изданная в 535 г. “О запрещении отчуждения или обмена недвижимой церковной собственности или отдачи кредитору в специальный залог; о том, что ему достаточно общего залога”. Этой Новеллой, адресованной архиепископу Константинопольскому Епифанию, запрещается всем Церквям и всякому священному и благотворительному учреждению отчуждать его недвижимое имущество “дома, сады, поля” и т.д. “Мы указываем чтобы ни Святейшая сего блаженного города большая Церковь, ни те под ее юрисдикцией, ни те в сем блаженном городе, те под Патриаршим Престолом сего блаженного города, митрополитов, которых рукополагает Патриарх, ни любой другой Патриарх, ни Епископ, а также ни начальники гостиниц, приютов для бедных, больниц, детских домов, приютов для престарелых, приютов для младенцев, ни настоятели и настоятельницы мужских и женских монастырей, ни в целом любой начальник священного учреждения не имеет разрешения отчуждать любого недвижимого имущества, либо дома, либо поля, либо сада, либо что-нибудь такого рода… Если кто-то посмеет купить имущество, принадлежащее либо Церкви, либо благотворительному учреждению, он сразу теряет покупную сумму, и будет лишен того, что он приобрел, вместе со всеми его доходами; и он не имеет право на действие против названной святейшей церкви или благотворительного учреждения… Так что, если они не станут ленивыми, участвуя в проступках данного вида из-за страха Божия, пусть из-за страха не теряют их собственность… Если кто-то посмеет принять в качестве пожертвования что-нибудь, принадлежащее Церкви или благотворительному учреждению, он будет лишен всего пожертвования и должен будет отдать святейшей Церкви или благотворительному учреждению, от которых он получил, часть своего собственного имущества равную тому, которое он получил, так что он сможет понять нечестивость своего поведения в нарушении этого закона через потерю своей личной собственности… Если кредитор выбирает взятие в залог недвижимое имущество, принадлежащее Церкви или благотворительному учреждению, либо дом, либо поле… он будет лишен такого имущества, и святейшая церковь или благотворительное учреждение, которые брали деньги взаймы, должны держать данное золото… Такое же наказание налагается на тех, кто, в нарушение нашего закона, либо берут в залог, либо продают, либо переплавляют с целью отчуждения священные сосуды. Мы наказываем их так же или применяем более суровую казнь, так как они смеют совершать нечестивый поступок со священными сосудами, посвященными Богу. Тем не менее, исключение может быть сделано в случае, который мы уже упоминали: выкуп пленных … По той причине, что существует вероятность того, что кто-то, с целью уклонения от этого закона, может попытаться получить от нас реальную санкцию, разрешающую покупку церковной собственности, мы запрещаем всем, независимо от их ранга, высокого или низкого… и мы указываем, что никто ни при каких обстоятельствах не имеет разрешения производить реальную санкцию ни принимать что-либо из недвижимого имущества, принадлежащего святейшим Церквям, либо монастырям, или приютам для бедных или любым благотворительным учреждениям… Как мы запретили невыгодные отчуждения, таким же образом мы запрещаем и невыгодные приобретения имущества. Так как много вопросов было представлено нам по поводу тех случаев, когда некоторые наделили бесполезными землями святейшие Церкви или почтенные учреждения или продали эти земли как ценные, когда изначально это было не так, и впоследствии этого благотворительное учреждение понесло убыток… Этот закон… должен… быть выполнен всеми начальниками благотворительных учреждений, и поддерживаться ими во всей его силе; и каждый желающий имеет право выдвинуть обвинение по причине нарушения”.

Не вижу я тут никаких адвокатов.

Более того,  Georgy Kantor поясняет, что Defensor в XV новелле это судья, а не адвокат (15.6.1: "Audient quoque leviora crimina et castigationi competenti tradent, et eos, qui maioribus criminibus capiuntur, detrudent in carcerem et mittent ad provinciae praesidem").


5. «Кирилл Из Петербурга» уверяет, будто «экдики были чем то вроде "омбудсменов" по правам неимущих и рабов. Об этой функции пишет Вальсамон в толковании на 23 канон IV вселенского собора в Халкидоне».

Это правило гласит: «некоторые из клира и монашествующие, не имея никаких поручений от своего епископа, а иные, даже быв отлучены им от общения церковного, приходят в царствующий град Константинополь, и в оном долго жительствуют, творя смятения, и нарушая церковное устройство, и даже домы некоторых разстроивают. Того ради определил святый собор: во первых, посредством экдика святейшие константинопольские церкви, напоминати им, да удалятся из царствующего града. Аще же бесстыдно продолжати будут те же дела: то удаляти их из оного и неволею, посредством того же экдика, и возвращати к своим местам».

Милиционер, проверяющий прописку, это точно адвокат-защитник?

Упомянутый митр. Никодим Милош поясняет: « служба экдика обрисована в специальном труде Вальсамона: Μελέτη χάριν τών δύο όφφικίων τοδ τε χαρτοφύλακας καί τοδ πρωτεκδίκου  ; состояла она в том вообще, что экдик обязан был защищать перед гражданским судом церковное имущество и лиц, состоящих под покровительством церкви"

А сам Вальсамон пишет,что экдикам принадлежало право:

— призывать на суд обвиняемых и, если они не явятся после троекратного вызова, требовать их осуждения,

— вести следствие по всякому делу, относящемуся к Церкви,

— составлять приговор о виновности или невиновности тех, которые, как беглецы, искали церковной защиты, и решать вопрос об их выдаче,

— призывать к суду всех нарушителей права церковного убежища и

— наблюдать за исполнением приговоров епископского суда.

Начиная с V века, компетенция экдика точно определена. В Константинополе существовало четыре должностных лица с титулом »экклезиэкдикос", но с разной миссией. Первым был "протекдикос", который защищал духовенство только в уголовных делах. Вторым был «экклезидикос", который защищал по гражданским  делам. Третьим  »экклезиастикус« Святого Престола, который был клириком, носил титул протопопа и защищал права Церкви перед политическими властями. И, в-четвертых, это был »экклезиастикус", который защищал имущественные права Церкви перед богатыми и крупными землевладельцами.

https://parembasis.gr/index.php/el/menu-teyxos-128/1981-2007-128-01?fbclid=IwAR3P8eWcwwrqwHnaD50L-C5e7ZnY-x4boWF2x3Wptcx0EgwWkoH1q6o2exg

И как можно в экдике увидеть адвоката, который на суде у владыки защищал бы клирика от епископского произвола??? 

Экдик это церковный юрист, который занимался защитой интересов епархии в гражданском суде. Еще проще: это представитель епископа в гражданском суде.

Ну типа игумении Ксении Чернеги в моспатриархии. Станет ли она защищать интересы обвиняемых  клириков на суде владычнем?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В команде Ксении Собчак открылась вакансия личного ассистента. Вот она: "В моей команде открывается вакансия на личного ассистента руководителя. Что это значит? Посмотрите фильм The Devil wears Prada. Нужен человек, готовый работать ,,на результат,, многозадачный, пунктуальный, ...
1 декабря спускаемый модуль китайской миссии «Чанъэ-5» совершил успешную посадку в северо-восточной части Океана Бурь. На следующий день американский аппарат LRO пролетел над этим регионом. NASA воспользовалась представившейся возможностью, чтобы сфотографировать китайского посланца. ...
Маршал Семён Тимошенко (1895—1970), в 1952-м заявивший Сталину «Народ этого не поймёт!», а в 1964-м возражавший против избрания Брежнева Поговорим ещё о механизмах политической борьбы при социализме. Например, буржуазные критики уверяют, что вождям СССР и других соцстран не было и ...
  Фраза из фильма «Республика Шкид». Школа-колония для малолетних правонарушителей выбирает председателя школьного совета, это – предвыборная речь кандидата. Часть этих ребят этот принцип распределения сохранили на всю жизнь. ...
Боль и кровь из глаз и ладно когда такое встречается в старых панельных домах, однако подобное лепят в новых и современных ЖК. (фото: Яндекс Картинки) Вот совсем свежие фотографии из объявлений, где люди дробят свои крохотные студии в современных ЖК и делают из них пародии на ...