О целях воспитания.

Порой сталкиваюсь в сообществе с фразой: "Я пользуюсь методиками
(Ньюфелд, Фабер и Машлиз или Гиппенрейтер, например), но они не
работают. Ребенок все равно, бывает что не слушается, истерит и
просит невозможного. Как же быть?". И тут я поняла, что у меня
долгое время не укладывалось в голове. Какова наша цель воспитания
ребенка? Если мы хотим вырастить творческого человека, который
будет способен нести ответственность за свои действия, который
будет хорошо думать о себе самом и о своих родителях, который будет
способен к самостоятельному принятию решений, - это одно. А если мы
растим послушного человека, - это уже другое.
Методы уважительного воспитания позволяют добиться первого, при
этом послушание как раз является побочным продуктом: если мы слышим
ребенка, если мы показываем ему, что понимаем его и принимаем
таким, какой он есть, то ребенок легче идет на контакт, на
сотрудничество с нами. Если мы принимаем его чувства, то и он
начинает более уважительно относиться к нашим. Это как с
альфовостью. Невозможно добиться положения альфы запретами и
наказаниями. Сначала альфа, а потом уже послушание.
Если же целью воспитания нашего ребенка становится послушание (до
наступление подросткового возраста) , то да, тут можно и
дрессировкой заняться, как дельфинов в вольере, чтобы они через
обруч прыгали. Например, наклейки-звездочки раздавать, и в парк
обещать сходить, только если он будет слушаться, и тайм-ауты в
тему, и "Молодцов!" побольше-побольше.
Но, как я смею верить, если большинство из нас хотят пойти по
первому пути, то вопрос того, работают ли техники, должен
начинаться не с послушания. Как и синдром не является причиной
болезни, так и в отношениях мы должны начинать с того, чтобы
оценивать степень привязанности, доверия, свободного выражения
чувств и безоценочного принятия.
Я к тому, что в любом деле мы должны идти от того, что хотим
достигнуть в итоге. Тогда сложнее сбиться с намеченного пути.
Posted via LiveJournal app for iPhone.
|
</> |