О будущих переговорах

Прочитал комментарии к предыдущему посту о стартовых переговорных позициях. Много несогласных. Спорить не буду, они по своему правы. Только мне кажется, что авторов явно или неявно основывается на мнении или желании, что войну можно прекратить волевым актом, а точнее волевым решением российской власти. К сожалению, это не так.
Представьте себе нового идеалиста-Горбачева или просто трезво мыслящего политика, пришедшего к власти в результате транзита. Он понимает, что войну надо заканчивать. Формулирует условия мира, с его точки зрения справедливые и даже с уступками (как он их понимает). Что он услышит в ответ? "Этого совершенно недостаточно".
К примеру, новый Горбачев скажет по поводу Крыма: его население в подавляющем большинстве не хочет возвращаться в Украину. Давайте проведем референдум под эгидой международных организаций. Что услышит в ответ? Это украинская территория, референдум нелегитимен, Крым должен быть украинским независимо от референдума.
"Горбачев" скажет: для гарантии безопасности давайте создадим демилитаризованную зону по всей длине границы с Украиной, разместим там международных наблюдателей. Скажут: знаем мы ваши демилитаризованные зоны и мирные соглашения. Проходили. Нам нужны реальные гарантии. Для этого отказывайтесь от ядерного оружия. Но ни российское население, ни элиты к этому категорически не готовы. Разве что в случае распада страны, но на данный момент это не просматривается.
В соцсетях можно обсуждать любые объемы репараций. Но новый идеалист-Горбачев, собрав экономический блок правительства, поймет, что страна не потянет и 10% заявленных требований. И т.д.
Кто-то считает, что будет иначе? Переговоры пойдут "по справедливости"? К сожалению, справедливость у сторон ОЧЕНЬ разная. И кто вообще сказал, что переговоры должны идти по справедливости, а не исходя из баланса сил? Читайте античную литературу, там это говорится с поразительной откровенностью.
Советую также вспомнить переговоры Горбачев-Рейган в Рейкьявике. Горбачев готов был пойти на огромные односторонние уступки в обмен на сворачивание американцами программы СОИ. Я не знаю, была ли СОИ реально столь грозной, какой ее считал Горбачев, но он, видимо, считал ее таковой. И предложил "справедливый" договор. Рейган в довольно грубой форме его послал, сказав: "Я думаю, Вы приехали не для того, чтобы реально договориться". Но Горбачев - я знаю это по инсайдерским источникам - реально хотел договориться. Ехал в оптимистичном настроении, считал, что подготовил отличный пакет предложений. А после переговоров на пресс-конференции выглядел расстроенным и обиженным, запинался. Много говорил, на какие громадные уступки он пошел.
Вот и новый идеалист-Горбачев с ужасом осознает: для того, чтобы договориться, нужно... продолжать войну. И, возможно, доже предпринять попытку серьезного наступления. Ждать, пока противник устанет и смягчит свои требования. Или... пока не устанет сама Россия. Пока "Горбачев", как когда-то немецкий кайзер, не сочтет, что Россия устала и надо капитулировать. Но, как любит повторять блогер Косарекс из ЖЖ, капитуляцию могут и не принять.
Из известных мне примеров прекращения войн интересен конфликт Ирана-Ирака. Позиционная война шла 8 лет. Решение о прекращении принял аятолла Хомейни. Ирак немедленно согласился, мир был заключен очень быстро. При этом Хомейни сказал, что решение о прекращении войны для него - как нож острый, но он вынужден приять такое решение. Я не специалист по Ирану, но меня всегда интересовало, что именно принудило Хомейни к заключению мира? Ситуация на фронте была стабильной, протестов внутри страны не было. Но, видимо, что-то стало припекать под задницей даже у такого упертого фанатика, как аятолла. Что именно? Если кто-то знает, напишите.
В итоге я прихожу к печальному, но банальному выводу: начать войну легко, выйти из нее трудно.
Вполне допускаю, что в сложившейся тупиковой ситуации Путин и его окружение хотели бы из нее выйти, но не знают, как. Капитулировать не хотят. Одним из препятствий является вопрос о персональной ответственности. После транзита власти (хорошо бы, чтобы он произошел скорее) желание прекратить войну и договориться, вероятно, усилится. Но здесь начнутся главные трудности.
Тем, кто критиковал мой предыдущий пост, как из России, так и из Украины, предлагаю сформулировать, на каких условиях они считают возможным прекратить войну. Думаю, что разница будет столь велика, что от нее можно прийти в ступор.
Нравится
Комментировать
Поделиться
|
</> |