О буддизме

Основная идея буддизма в том, что все непостоянно. В том числе и "неприкасаемые" субстанции индуизма — Атман и Брахман. Однако Будда подавал истину о непостоянстве как аксиому, очевидную и не требующую доказательств. Тогда как она весьма не очевидна.
Например, если мы применим ее к ней же самой, оказывается, что и сама эта истина непостоянна, а значит, не истинна. Далее, если бы все было непостоянно, у нас не было бы никакого знания вещей, а оно есть, раз мы эти вещи умеем использовать себе во благо, на чем и строится вся наша цивилизация. И наконец, даже если непостоянны вещи, то концепции ума вполне себе постоянны, по крайней мере уже 2500 лет мы рассуждаем, что такое бытие, реальность, причина, начало и проч. Чем себе не постоянность.
Таким образом, оказывается, что буддизм довольно контринтуитивное учение, которое требует или глубокой к себе веры, или определенного медитативного настроя сознания, которое еще поди получи. Поэтому неудивительно, что он оказался вытеснен из Индии, где ширнармассы нашли себе более эмоционально вовлеченную веру, а интеллектуалы — более чистое интеллектуальное объяснение природы реальности (Я есть Брахман). А вот в странах Дальнего Востока, где народы традиционно метафизически более неразборчивые, буддизм занял свою нишу. То же самое можно сказать и насчет стран Запада, избавившихся в 20 веке от собственной метафизики и ставших метафизически наивными и уязвимыми, чем ушлые тибетцы и воспользовались.
|
</> |