О близких трикстера и наших внутренних конфликтах
robert_carlyle — 14.02.2014 Я обещала рассказать о близких трикстера, но случайно отвлеклась... Возвращаюсь к теме.:)Несложно понять, почему нас так привлекает образ Героя. Возможность самореализоваться, прожить свою жизнь не зря, сделав что-то действительно важное, заслужив одобрение и поддержку окружающих – желание любого нормального человека.
Вопрос – почему для нас так притягателен образ трикстера, который мало того, что одобрением общества не пользуется, но еще и творит порой непойми что? Значит, мы видим за ужимками, смешками и полной независимостью, порой переходящей в обструкцию, что-то важное и нужное для себя?
Проблема конфликта
Сто лет назад, кроме прочего, Юнг сказал, что трикстер глубоко конфликтен. Не исключено, что, как это нередко бывало у классика, при погружении в смутный и многозначный мир древних архетипов он высказался не совсем прямо. Ну, а если прямо – придется мне с ним не согласиться.
Это не трикстер конфликтен. Это мы конфликтны в его восприятии. Потому что образ трикстера появляется на стыке наших самых острых внутренних противоречий. Впрочем... может, именно это Юнг и имел ввиду?
О животном и человеческом
Две тысячи лет подряд люди пытались как-то утрясти в сознании свою считавшуюся греховной животную природу со своей человеческой душой.
Стоит ли удивляться, что трикстер большую часть этого времени «просидел» на стыке между животным и человеческим, в образе шута тряся нашитыми на одежду членами и пародируя священные церковные ритуалы на праздниках дураков?
За последнее столетие, прошедшее со времени создания теории архетипов Юнга, произошло множество событий, которые изменили наше отношение к миру и самим себе. В том числе – сексуальная революция, во многом примирившая нас с нашим животным началом.
Мы избавились от множества сексуальных табу, которые раньше казались нерушимыми – и теория фрейдовского сексуального либидо, лежащего в основе всех психологических проблем, стала неактуальной и ее потихоньку списали в утиль.
Очаг напряжения в этой области… ну, не то, чтобы совсем исчез, но сильно ушел на задний план, уступив место другим, более насущным проблемам. И главной из таких проблем стала потеря прежних четких ориентиров.
О правилах и чувствах
Наши предки веками жили по простым четким правилам, передавая их из поколения в поколение: придерживались одной веры, общались в своем кругу и т.д.
Сейчас все смешалось, а правил оказалось слишком много. Они стали на каждом шагу противоречить друг другу, в тоже время, перестав быть обязательными к исполнению. Причем, во всех жизненных аспектах, от сакральных до бытовых – от выбора вероисповедания до проблемы разделения домашних обязанностей.
Когда правил слишком много, приходится выбирать, руководствуясь только собственным «Я». И внутренний конфликт переместился сюда, на острие между привычными стандартами поведения и настоящими желаниями.
Соблазн свободы и свобода соблазна
И трикстер опять сделал то, чего мы желаем, но порой не решаемся сделать – наплевал на правила. Потому что, меняя имена, привычки и маски, он всегда остается олицетворением запретной свободы, которую мы хотим и которой боимся. И, если уж появляется, то появляется в той области, которая для нас действительно актуальна.
В одиночку все аспекты такой глобальной проблемы не решить – это тебе не дурака на площади валять. К тому же, с учетом сложности вопроса, трикстер вырос до уровня человека, а человек не может жить без близких.
И соблазнительная, но порой опасная свобода быть собой распалась на несколько персонажей:
Философа-шамана – свободу разума.
Собственно трикстера – свободу действия.
Слышащую сердцем – свободу чувств.
При этом трикстер остался ядром нашего трио нарушителей, сохранив все отличительные признаки архетипа – ведь он и думает, и чувствует тоже не по правилам. И его образ попал в центр не случайно, поскольку, что бы мы не думали, что бы мы не чувствовали, а нашу жизнь определяет именно действие.
Неудивительно, что Мюнгхаузен, Марта и Томас так идеально подходят друг другу. В каком-то смысле эти образы – части единого целого.
Вообще-то, образов должно быть четыре. Но в «Том самом Мюнгхаузене» последний участник квартета не появился, поскольку в СССР секса не было. А в нашей «Сказке» его, вернее, ее, увы, списали из-за переноса действия в Неверленд.
Вы уже догадались, кто это? Конечно, Красная Шапочка – волк-оборотень и невероятно сексуальная героиня, которая умудряется носить неприличные наряды, не становясь пошлой или вульгарной. А еще она работает в кафе. И дружит со слышащей сердцем – с Белль.
Это – живущая инстинктами. Разумеется, она нам тоже не лишняя, ведь, хотя напряжение в этой области и ушло, оно не исчезло полностью.
Получилось 4 образа:
Две «свободы внутри» - философ шаман (свобода разума) и слышащая сердцем (свобода чувств).
Две «свободы снаружи» - трикстер (свобода действия) и живущая инстинктами (свобода тела).
По-моему, идеальное равновесие. Если бы я была писателем, обязательно собрала бы полный квартет – уж очень красиво и гармонично получается. Жаль, что этого пока никто не сделал.
Я втайне надеюсь на сказочников, тем более что Шапку к концу сезона обещали вернуть. Вот только пока непонятно, кто у нас в шаманы выйдет... Может, Чарминг – он как раз на Иванушку похож?
|
</> |