О благородном расчленителе из культурной столицы
a_nalgin — 10.11.2019Фото © НГ.
Кавалер ордена Почётного легиона, приглашённый профессор Сорбонны, всемирно признанный историк, обласканный властями патриот – и мизантроп, нарцисс, насильник, скандалист, а также… предполагаемый убийца. Всё это один человек: получивший геростратову славу историк-наполеонист, член научного совета Российского военно-исторического общества, патронируемого Владимиром Путиным, доцент СПбГУ Олег Соколов.
Чем дальше отодвигается во времени первый шок от известия о страшном происшествии в Санкт-Петербурге, тем больше всплывает ужасающих подробностей о кошмарном убийстве с хладнокровным расчленением жертвы. И тем всё более отвратительной вырисовывается личность подозреваемого. Который, надо отдать ему должное, вполне дитя своего – и, увы, нашего – времени.
В СМИ сообщают, что свою сожительницу и бывшую студентку, 24-летнюю Анастасию Ещенко 63-летний учёный убил ещё 7 ноября. Двое суток её тело пролежало где-то в квартире, пока историк готовил сокрытие следов своего преступления. А между делом – принимал гостей в пятницу, 8 ноября, и отмечал с ними какое-то малозначимое событие. Разве что выпивал больше обычного.
А ещё выяснилось, что тяга к молодым подругам и опасному рукоприкладству в отношении них проявлялась у почтенного мужа и ранее. В 2008 году он едва не убил одну из предыдущих своих пассий, которой накинул кожаный шнур на горло и стал душить. Той девушке чудом удалось вырваться, она заявила о произошедшем в местное ОВД, но делу хода не дали. Как и большинству дел о «домашнем насилии», кстати. А может быть, сыграли свою роль влиятельные московские знакомые питерского историка, в числе которых молва называет Виктора Батурина, родного брата жены тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова.
Ещё утверждают, что тяга к разрешению даже мелких конфликтов через применение насилия проявлялась у Олега Соколова не раз. Например, в 2018 году на одну из публичных лекций историка, посвящённую эпохе наполеоновских войн, просочились противники преподавателя и кто-то из них задал неудобный вопрос. Не стерпев такой наглости, доцент не только пустился в оскорбления, но и попросил своих студентов вытолкать молодых людей вон, что те и сделали. Тогда за Олега Соколова фактически вступился родной СПбГУ, назвав скандальный инцидент «заранее спланированной акцией, направленной на дискредитацию лектора».
А десятью с хвостиком годами ранее произошёл другой конфликт с рукоприкладством. Историк наполеоновских войн, как известно, был активным участником реконструкторских шоу, в том числе самого известного в России – на День Бородинского сражения. И он всегда хотел выступать в роли своего кумира, Бонапарта. Но в 2007 году Бородинский музей пригласил для этого иностранного гостя — американца Марка Шнайдера. Возмущённый Соколов… устроил в отместку реальную драку с «русскими кавалеристами», отправив свой «9-й гусарский полк» их побить. Организаторы праздника вызвали стражей порядка, потому что дело уже шло к срыву мероприятия, но неугомонный доцент «призвал на помощь военно-исторический клуб «Легион Вислы» — побороться с силовиками. И этот скандал также как-то замяли.
Сейчас, конечно, любой и всякий выстроит все эти эпизоды в единую цепочку, придя к банальному выводу: безнаказанность развращает. Но вряд ли проблема только в этом. Болезненные перемены в психике, толкающие некогда почтенного члена общества на бессмысленное и жестокое убийство с последующей хладнокровной попыткой его сокрытия самым варварским способом, не происходят одномоментно. Вот и знакомые Олега Соколова подмечали, что в нём зреет «комплекс Наполеона». Что его амбиции зашкаливают, а вспыльчивость растёт. Но и это ведь не повод принимать меры…
Впрочем, рассуждать о причинах и мотивах – удел криминалистов-психологов. У «обывателя» вопрос другой. Питерский расчленитель ведь был вполне приближен к власти, хотя бы и в качестве обслуживающего персонала. Считался лояльным и благонадёжным. Так, может, туда как раз и отбирают вот таких – амбициозных и готовых на всё, и лишь отсутствие спускового крючка удерживает их до времени от самых отвратительных преступлений?