О бессознательном

Правда, одна воспитательница там особенно громкоголоса.
Благодаря ей я за лето успеваю войти в курс моды на мужские имена среди местных родителей. Тут опять стало как-то более или менее консервативно всё, Ерофеи и Пантелеймоны не преобладают.
– Саша! Не лезь туда! Я кому говорю!
– Рома! Подойди ко мне!
– Тёма! Сколько раз тебе повторять – не ломай ветки!
Почему только мужские? Потому что девочки никуда не лезут и ничего не ломают? Нет. Потому что в этом случае команды звучат чуть-чуть по-другому:
– Так! Ну-ка, подошла ко мне сейчас же! Кому сказано!
– Это что такое! Ну-ка, прекратили обе!
– Отошла от забора! Быстро! Быстро, я сказала!
Никаких имен девочек я от нее не слышала годами. Один-единственный раз прозвучало: «Полина, ты куда!», но то ли я просто спутала голос, то ли Полина там какая-то особенная звезда. В остальном, когда дело касается девочек, приказы отдаются безлично и, как в воспетой Шендеровичем армии, в прошедшем времени: «не выполнить такой приказ психологически невозможно, ибо в воображении командира ты уже ушел. А за несовпадение реальности с командирским воображением карается обычно реальность».
Сейчас окна, конечно, закрыты. Но вот вчера прохожу мимо забора и слышу опять:
– Так, всё, нагулялась! Встала, пошла в группу! Быстро!.. Рома! Рома! Ты что делаешь!
Поразительно, но у нее даже выговор меняется. Из стереотипной, хоть в «Ералаш» вставляй, педагогической дамы она на ходу перевоплощается в какого-то гопника и слова выговаривает по-гопницки: почти «встэла, пэшла»!
И, главное, я на сто процентов уверена, что она этого за собой не замечает. Спроси ее – без колебаний скажет, что со всеми детьми обращается одинаково, и будет уверена, что говорит правду.
Не то чтобы дама была вот прямо типична. Наоборот, я в первый раз такого двуликого Януса вижу, и мне от нее каждый раз делается не по себе, как от какой-то нежити. Но необычен тут, пожалуй, только градус. А в целом… Мне всегда странно, когда говорят: «Они же в одной семье росли, у одних родителей, а результат такой разный!» «Мы всегда одинаково обращались с детьми, но…» «Другие почему-то у этой учительницы учатся нормально, а вашему все не так!» Нет, конечно, одинаковое обращение все равно не сделало бы всех людей одинаковыми. Но, помимо этого, еще и никто или почти никто не растет в одинаковой обстановке. В одной и той же семье мальчики и девочки, старшие и младшие, здоровые и больные растут у разных родителей. В одном и том же первом классе разные дети учатся у разных учительниц. Иногда чуть-чуть разных, а иногда существенно. И тут, мне кажется, почти всегда упускают из виду один тонкий момент. Сосредотачиваются исключительно на той разнице, которая делается сознательно, – а она-то, кажется, тут как раз не решающая.
|
</> |