о беспощадной толерантности
murmele — 19.07.2017 Прочла произведение старой доброй научной фантастики ("Старплекс" Роберта Сойера). Все как положено: звездолеты, инопланетяне, моральные дилеммы уровня "для среднего и старшего школьного возраста", снова звездолеты и снова инопланетяне. С отвычки очень, очень греет душу.И вот я там прочла удивительное и теперь все пытаюсь его осмыслить. Описывается раса, каждый член которой представляет собой симбиоз семи разных организмов. Разумен из них только один, "кокон", который зато не может больше ничего: это просто колобок с мозгом. Остальные шесть, обеспечивающие мозгу органы чувств, передвижение, манипуляции, питание и выделение, -- это грубо говоря животные, интеллекта у самого умного из них примерно как у собаки. Поскольку это именно симбиоз, а не паразитирование, между хозяином-"коконом" и его слугами существует эмоциональная связь, и это легко себе представить: вот лошадь, она возит, вот корова, она кормит, вот собака, она защищает; но человек по-своему любит их всех, не просто обслуживает -- а искренне заботится, а они в свою очередь любят его. И вот у этих существ оригинальная система правосудия. Срок их жизни строго одинаков и заранее известен, поэтому преступления караются лишением какого-либо куска жизни, взятого из ее конца. Присудили тебе условно говоря пять лет -- вот на пять лет раньше срока ты и умрешь. До этого будешь жить совершенно обычной жизнью, и даже не обязательно на тебе будет лежать пятно позора, но настанет твой час -- и умрешь. Ты -- это "кокон". Остальные твои симбионты тоже умрут, но они не личности, так что никого не интересуют.
Немедленной же казнью, независимо от возраста и остатка жизни, караются два преступления. Убийство "кокона" и... образование симбиоза более чем из семи компонентов.
Немедленной казнью. Попытка завести лишнюю кошку или даже лишнюю почку. Причем не в ущерб кому-то (по крайней мере об этом ничего не говорится). Ужас этого деяния не в том, что кому-то кошки или почки не достанется, а -- просто так. Богомерзко потому что и искажает замысел природы, и за это -- немедленная и неотвратимая смерть.
И вся эта концепция упомянута ровно в одной фразе и, очевидно, с точки зрения автора совершенно естественна и не требует никаких пояснений и никак не влияет на его, автора, мнение, что раса эта практически идеальна по сравнению, например, со вспыльчивыми и нелогичными людьми.
Удивительно, как быстро устаревает научная фантастика.
|
</> |