О бедном писателе замолвите слово -два . Записки на коленке. Литература и

топ 100 блогов lana_cobeta522.06.2024

            Писательский и читательский процесс —  сотворчество, то есть, совместное творчество. Да, чтение —  тоже творчество , продолжение писательского труда,  умение интерпретировать автора. Но нельзя  вести себя в тексте, как слон в посудной лавке,  разбивая вдребезги изящные хрупкие фарфоровые чашечки идей и образов непониманием тонкостей их производства. Чтобы испытать истинное удовольствие  , вкушая сложно приготовленное литературное блюдо, с тончайшими нюансами оттенков вкуса всех его ингредиентов, надо сначала стать гурманом от литературы, понять все особенности его приготовления. И только тогда во время литературной трапезы вы уже не будете думать об этих ингредиентах, как не думаете во время вождения машины, где нажать на газ или на тормоз, вы будете просто получать максимум эмоций . Но прежде чем овладеть автоматическим навыком восприятия прекрасного , надо сначала всё же поверить алгебру гармонией.

          Анализируя произведение , в идеале хорошо бы увидеть всю невидимую глазу затонувшую Атлантиду его литературной кухни , жанровую природу, понять , есть ли там глубокая идея , оригинальна ли композиция, представляет ли оно , наконец, интерес с эстетический точки зрения, для чего существуют особые образные маркеры ( метафоры, гиперболы, сравнения, звукопись ) , ведь самый главный критерий - это сила эмоционального воздействия произведения , умение вступать в эмоциональный контакт с душой читателя даже через века . И самое главное , понять концепцию писателя, а для этого определить место данного произведения в авторской философии жизни , в ретроспективе всех произведений этого автора.

             А читатель, он ведь такой читатель.)) Я не против наивного (непрофессионального) читательского мнения . Как раз совсем наоборот : часто именно в непрофессиональной интерпретации вижу довольно большой потенциал искренности и индивидуальной неповторимости , как , например, в детских рисунках , но в любом случае хотелось бы , чтобы была хоть какая-то минимальная литературоведческая база в восприятии текста , чтобы читатель хотя бы не путал автора и героя. И чтобы он не просто так воспринимал текст , но понимал, что писатель хотел ему сказать и при этом ещё и получал удовольствие от прочитанного . Всегда поражалась на мамбе , насколько трудным для некоторых была элементарная вещь- выхватить основную мысль поста и затем высказаться по существу. А ведь с этого начинается толкование любого художественного текста. И тогда подобный читатель демонстративно становится в третью позицию и сваливает своё непонимание на бедного автора произведения, который не разжевал ему до молекул и атомов своих мыслей и не дал простейшего сурдоперевода к тексту.

                     То есть, если человек , к примеру, прочитал роман "Преступление и наказание" и остался в твёрдой уверенности , что Раскольников убил старуху только ради денег, то нафик он вообще тратил своё время на чтение? Ведь чтобы понять философскую концепцию этого романа, надо , как минимум , прочитать романы "Идиот " и "Братья Карамазовы " и к тому же предварительно ознакомиться с философской концепцией жизни Достоевского . А перед чтением романа Булгакова "Мастер и Маргарита " хорошо бы прочитать , как минимум, Библейские сюжеты , а потом трагедию "Фауст" Гёте  и вообще ознакомиться со всеми более ранними литературными предшественниками Дьявола, которых было довольно много .

           Нравится это кому -то или нет, но упрямый факт остаётся упрямым фактом : чтобы читать некоторых  глубоких и сложных авторов, к примеру, Чехова или Платонова, надо сначала самому стать эрудитом и гениальным читателем .)) Вы же не будете читать научную статью, не ознакомившись хотя бы с научными терминами, которые там используются . А когда душа воспитана на лучших образцах мировой литературы, она просит ещё бОльшего : психологической глубины , подтекстовой сложности , многоуровневой проблематики . Художественная деталь в идеале должна быть яркой и намертво запоминающейся , как выстрел . Помните, Верещагин говорил, что ему за державу обидно? Точно так же и мне обидно за искусство слова , если его недооценивают. 

          Открою ваш страшную тайну:  классики в большинстве своём , когда творили, не  подстраивались под читателей и даже под издателей, потому что Муза — дама весьма капризная и принуждать ее к чему -либо- дело бесполезное. Да и почти каждый большой писатель в нагрузку к таланту , как правило , обладал довольно упрямым , если не сказать упертым характером, а оказать давление на подобного человека нельзя от слова совсем даже ради популярности . Как писал Некрасов : Не торговал я лирой. И мне кажется, в тандеме "писатель -читатель" правит бал как раз писатель. К примеру , когда Чехов создавал свою «Чайку» , он наверняка отчетливо понимал , что тайный подтекстовый диалог его пьесы с произведениями Шекспира , Мопассана и Тургенева вряд ли будет понятен большинству зрителей. Как ни странно это звучит , возможно, конечно , бессознательно , но считаю, великий драматург писал Чайку явно для себя лично , просто для души . Могу доказать это на пальцах. ) Более того , если вам не нравится Чехов или Булгаков, как нашему Роботову,  который так и не смог осилить  блистательную книгу М . Бахтина «Автор и герой в эстетической деятельности» ,  даже не   парьтесь : Булгаков и Чехов настолько  крутые писатели, что  сами могут  выбирать, какому читателю им нравиться , а кому -нет.)

           Как всё -таки можно понять авторскую позицию? Авторская позиция - не иголка в стоге сена. Есть чёткие способы её выявления в тексте : прямые рассуждения, где звучат авторские мысли , ирония , лирические отступления , портреты героев с эмоционально -оценочными деталями , речевые характеристики героев , из которых ясно авторское отношение к ним , эпиграф , идея , композиция, стилизация . Идея тоже не бином Ньютона. )) Ключевые слова и понятия текста , расстановка сил главных персонажей , конфликт между кем и кем? Или в душе героя?

            Считаете ли вы себя талантливым читателем, поднаторевшим в разборе сложных художественных произведений ? И должен ли читатель обладать хотя бы минимальной читательской культурой , чтобы понимать, что писатель хотел сказать лично ему, Васе Пупкину, и всему миру своим произведением ? Или читатель имеет полное право на очень вольную интерпретацию авторского замысла и ему хоть трава не расти? Имеет ли он право послать к чёрту авторский замысел и нафантазировать с три короба собственных идей и мыслей? По этому вопросу в разных темах на мамбе периодически возникали жаркие баталии и не раз ломались литературные копья. ))  Как вы обычно читаете и интерпретируете художественное произведение? Расскажите о технологии вашего читательского восприятия.        А то эти литературоведы совсем обнаглели. Заставляют бедного читателя понимать смысл прочитанного  строго по их собственным разработкам и критическим лекалам, а шаг в сторону — сразу расстрел на месте .

              Мне нравится формулировка  "быть на одной волне с писателем и героем" . Сразу вспоминается  система  Станиславского в театре. А если произведение написано несколько веков назад, а вы всё равно с писателем на одной волне? Вот это на самом деле  круто. Это и есть один из самых мощных критериев тех произведений, которые не горят по Булгакову. И очень обидно, когда диалог писателя и читателя складывается по принципу « моя твоя  не понимай» . 

               Что касается конкурсов графоманов , тут довольно прикольной является моментальная обратная связь. Можно даже поругаться с автором, кто из вас лучше понимает написанное , он сам или ты , его читатель.  Помню, как злился уважаемый и местами даже обожаемый Оклик,  если его рассказ трактовали не так , как он задумал. Мне казалось, он сейчас накинется на возражающую ему читательницу ( в смысле на меня) и удушит , как Отелло Дездемону. )

         Наверняка   ещё со школьной скамьи многие недовольны тем, как учителя заставляли анализировать книги строго по схеме . Сейчас у вас появилась возможность высказать всем этим вредным учителям ,  критикам  Латунским  и прочим Белинским всё, что вы о них думаете. И если вы ещё  не поняли, почему Чичиков скупал мёртвые души или зачем Германну понадобились роковые три карты, вам в эту тему.  И назовите мне  хотя бы десять произведений , которые  считаете совершенными,  а я скажу вам ,  кто вы. )) 

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ Перед вами последовательность натуральных чисел: 11, 12, 19, 20, 23, 24, ... Назовите следующее после 24 число этой последовательности, объяснив его выбор. Подсказка: никаких особых знаний, кроме 1-го класса школы, это не требует. Скрин 2 дня. Успехов! Доска ...
...
         Правительство Таиланда озаботилось проблемой повышения качества туристов.Типа, бедные туристы им не интересны. Это всё из-за богатеющих китайцев, которые стали интересны королевству Таиланд больше чем россияне. Но здесь есть вопросы. А где обратная ...
Уважабен, всем капельку доброго утра и ризотто с трюфелями в омлете на завтрак. После вчерашнего надругательства над задним дворником моего расово верного пижжа со стороны неизвестных мне лиц подумываю заиспользовать припрятанный на антресолях сервачок для записи перфомансов на стоянке ок ...
Всегда думал, что это монтаж. Оказалось: нихрена подобного. Реальное фото! Кликабельно Тут пишут , что дело было в 1978 году, когда авианосец "Энетрпрайз" шел с Филиппин на ремонт в Штаты. Таким неэкологичным, но вполне приемлемым в те годы способом было рещено избавиться от ...