Нужны ли издательствам авторы?

топ 100 блогов navlasov23.11.2018 Некоторое время назад я писал о том, что редакции многих научных журналов ведут себя по отношению к авторам статей по принципу "вас много - мы одни" и "все равно никуда не денетесь". А как обстоят дела в случае с коммерческими книжными издательствами и авторами нонфикшн?

Как ни странно, там происходит нечто очень похожее. По крайней мере, я об этом слышу от самых разных знакомых мне авторов, пишущих книги на самые разные темы в самых разных жанрах. Конечно, одних издательств это касается в большей степени, других в меньшей, третьих (к счастью) совсем не касается, но в целом отношение к авторам становится все более свинским. В результате авторы, хлопнув дверью, один за другим отказываются от сотрудничества.

Рейтинговый журнал может занимать сильную позицию, потому что если один автор повернется к нему спиной - на его место тут же прибегут десять других. А как обстоят дела у издательств? Действительно ли тут тоже имеет место переизбыток хороших авторов?

Я не сотрудник издательства, поэтому изнутри ситуацию не вижу и судить не могу. Если кто-нибудь, знающий положение дел лучше меня, прокомментирует написанное ниже, я буду ему очень благодарен. Тем не менее, по опыту моего довольно интенсивного общения как с авторами, так и с издателями могу сформулировать определенные выводы.

Издательства действительно получают "самотеком" кучу рукописей - и большинство из них отвергают (я встречал цифру в 98 процентов). Но тут надо понимать, что эти рукописи собой представляют. В подавляющем большинстве случаев они либо отвратительного качества, либо не имеют шансов на рынке из-за своей тематики (по крайней мере, по оценкам редакторов).

Издательствам нужны хорошие тексты на популярные на данный момент темы. И вот здесь никакого избытка авторов как раз таки не наблюдается. Еще сложнее ситуация становится, если издательство пытается действовать активно - формировать серии, выпускать книги по актуальным на сегодня вопросам, да просто срубить денег на "хайпе". Иначе говоря, если издательству нужно выпустить в сжатые сроки книгу на конкретную тему с вполне конкретным содержанием, причем желательно более-менее прилично написанную. Для этого нужен автор, который сделает текст:
- хорошего качества;
- в срок;
- нужного объема;
- с содержанием, соответствующим пожеланиям издательства.
Все это более чем реально. До тех пор, пока мы не озвучиваем пятый пункт - все должно быть сделано за довольно скромные деньги. Найти того, кто напишет книгу за 3 месяца и возьмет за это 300 тысяч, сравнительно просто. Вот за 30 или даже 60 тысяч - уже большая проблема. Ситуация начинает напоминать известный диалог из книги Стругацких:

Горбоносый стал загибать пальцы: "Нам нужен программист: а - небалованный, бэ - доброволец, цэ - чтобы согласился жить в общежитии..." - "Дэ, - подхватил бородатый, - на сто двадцать рублей". - "А как насчет крылышек? - спросил я. - Или, скажем, сияния вокруг головы? Один на тысячу!" - "А нам всего-то один и нужен", - сказал горбоносый. "А если их всего девятьсот?" - "Согласны на девять десятых".


Еще лет пять назад, по моим наблюдениям, издательства стремились беречь эти "девять десятых" и без особой нужды с ними не ссориться. Сейчас ситуация изменилась. К примеру, за последние три года уже трое известных мне авторов принципиально отказались сотрудничать с одним очень крупным российским издательством. Писали они, конечно, не бестселлеры, но книги продавались и приносили издательству какую-никакую прибыль. Издательство же тупо кидало их везде, где только можно, сберегая себе копейку и одновременно ставя крест на дальнейшей совместной работе.

Но такое "подсечно-огневое земледелие" не может продолжаться долго - рано или поздно авторы просто закончатся. Не совсем, конечно - "самотек" будет приходить, но процент шлака в этом потоке будет стремиться к заветному трехзначному числу. А о сериях, написании книг под заказ и далее по списку можно будет просто забыть.

Дело не только в том, что в какой-то момент негативная репутация издательства начнет отпугивать потенциальных авторов в массовом порядке. Дело в том, что появление Интернета значительно усилило позиции создателей текстов. Если раньше единственный путь добраться до широкой аудитории для автора лежал через издательство, то сейчас человек может просто плюнуть и разместить свой текст в Интернете. Либо отправить на тематический сайт вроде Проза.ру, либо (если речь идет о нонфикшн) создать свой блог. Да, конечно, его еще надо раскрутить. А книгу разве не надо? Многие ли издательства сегодня занимаются раскруткой книг своих авторов, а не тупо ждут, "выстрелит" оно или "не выстрелит"? (Исключения, конечно, есть - в основном небольшие издательства, которые я про себя называю "крафтовыми". Об этом феномене, впрочем, стоит написать отдельно).

Издательства тоже активно пользуются возможностями Интернета - это позволяет им отбирать тексты, которые уже пользуются успехом у аудитории. Например, авторам популярных блогов нередко предлагают опубликовать их посты в виде книги. Но и здесь есть две проблемы. Во-первых, автор вряд ли согласится, если будет заранее знать, что на его книге заработает только издательство, а его просто кинут. Во-вторых, дураков, которые готовы платить за то, что можно прочесть бесплатно и совершенно легально в Интернете, остается все меньше и меньше.

Понимают ли это в издательствах? Мне кажется, там об этом просто не задумываются. Сегодня живем - и ладно. А что будет завтра, неважно...

P.S. О том же самом применительно к художественной литературе можно прочесть тут.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
6 апреля в Новосибирске состоятся выборы нового мэра. Партия Дела выдвигает кандидатуру писателя и общественного деятеля Максима Калашникова. Новосибирск это город-трудяга, но и его коснулись проблемы, типичные для всей страны. Главные из них - оторванность власти от реальности и ...
Светодиодная полоса, дублирующая сигнал пешеходного светофора, вмонтирована перед зеброй. Пока встретил только на одном переходе. Идея отличная. Когда ночью автомобильный светофор мигает желтым, эта полоса просто не горит, хотя было бы прикольно, если бы тоже мигала желтым. ...
✔️ Пальмовое масло Оно препятствует усвоению кальция, оно вообще снижает степень усвоения очень многих полезных веществ. ✔️ Кофе Употребление большого количества кофе вымывает из организма кальций, да и другие минералы тоже. ✔️ Сахар и сладкая газированная вода мешают усвоению ...
Сто двадцать лет назад на свет появился Николай Александрович Кокин. Будущий актёр, прослуживший в Малом театре восемьдесят два года, остался в его истории под красивым псевдонимом Анненков. Его последним спектаклем стал отрывок из пьесы Алексея Константиновича Толстого "Царь Борис", ...
Дорога в лес проходит мимо гаражей. Однажды обратил внимание на необычное растение с пестрыми листьями. В Карелии в природе такое растение не встречается, это совершенно точно. Росло оно плотным ковром возле крайнего гаража на склоне канавы. Скорее всего кто-то из владельцев гаражей, ...