Ну а теперь - о персах

Наличие такого рода нормы даже логинсеки трудно предположить в такой правовой системе как персидский зороастризм:
В этой религии "заслуживает внимание то, что контроль над властью теоретически осуществляется двусторонне - как со стороны народа, так и со стороны создателя Ахура Мазды. Автор, опираясь на примеры из Авесты, где описывается история государственного правления древних царей и подробно характеризуется механизм правления справедливого царя, делает вывод, что концепция правления в зороастризме исходит из принципа: пока царь правит справедливо, есть надежда пролонгации договора о правлении" http://www.araspel.org/archive/index.php?t-1716.html.
Это из работы: Халиков, А. Г. (Абдурахим Гафорович). Правовая система зороастризма :Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.00.01 - Теория и история государства и права ; История политических и правовых учений /А. Г.
Халиков ; Науч. конс. Ф. Т. Тахиров ; Ташкентский
государственный национальный университет. Юридический
факультет. -Душанбе,2004. -38 с.-Библиогр. : с. 34 - 37.40.
http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1155840
http://www.lawlibrary.ru/disser2015726.html
http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/102640.html
http://www.dissercat.com/content/pravovaya-sistema-zoroastrizma
http://www.law.edu.ru/script/cntSource.asp?cntID=100061173
http://www.disserr.com/contents/102640.html
В частности там сказано следующее:
http://www.law.edu.ru/script/cntSource.asp?cntID=100061189
http://www.law.edu.ru/script/cntSource.asp?cntID=100061190
http://www.law.edu.ru/script/cntSource.asp?cntID=100061191
http://www.law.edu.ru/script/cntSource.asp?cntID=100061192
http://www.law.edu.ru/script/cntSource.asp?cntID=100061209
http://www.law.edu.ru/script/cntSource.asp?cntID=100061210
Понятия «договор» и «власть» тесно смыкались в зороастрийском представлении об идеальном правителе. В Гате Ушта-вайти (4—5) это представление, близкое к более поздним идеям «социального договора», выражено предельно эмоционально: «И в чьих руках закон — в руках жрецов злодея,// безбожно губит стадо злой правитель;//бессовестным путем он взял богатство.// Кто вышвырнет его из жизни и из власти, //расширит пастбища для благостных коров?// Кто защищает, а не нападает, // он в вере крепок, верен в договоре».... Определенная двойственность присуща образам правителей — культурных героев фактически во всех религиях древности, будь то библейский Ной, древнегреческий Прометей или шумеро-вавилонский Гильгамеш. Мифы, связанные с этими персонажами, должны были не только объяснить, откуда люди обучились ремеслам и наукам, как они спаслись во время стихийных бедствий и т.д., но и показать происхождение различных типов дивиантного поведения: гордыни (Прометей, Йима), нарушение табу: пищевых (потребление вина Ноем, говяжьего мяса — Йимой) или половых (Гильгамеш, уводящий чужих жен; инцест с дочерьми — у Ноя, сожительство с дэвовским существом — у Йимы).http://oxus-hotel.com/history/zoroastrizm/365-zoroastrizm-i-carskaya-vlast.html
С точки зрения греков персидский царь был вполне самовластен: «Первыми достоверными браками такого рода (кровнородственными, - А.Л.) считаются женитьбы их сына Камбиза (6 в. до н.э., кстати, - А.Л.) на двух родных сестрах. По сообщению Геродота (Геродот III, 31), он влюбился в одну из сестер и, желая на ней жениться, “созвал царских судей, поскольку дело, которое он задумал, было вопреки обычаю, и спросил их, нет ли такого закона, который разрешал бы сожительствовать с сестрой тому человеку, который этого пожелает. Судьи дали ему ответ, который был одновременно и безопасным, и соответствовавшим справедливости, сказав, что хотя они и не нашли закона, разрешающего брату сожительствовать с сестрой, но зато они нашли другой закон, который разрешает царю персов делать все, что он пожелает”» (Бойс М. Зороастризм. СПб.: 2003. С.90).
Известно по крайней мере об одном решении персидского царя,
касавшемся именно евреев:
«Царь был заинтересован в создании
верной ему опоры, какой стала бы в Палестине гражданско-храмовая
община, если предоставить ей большие привилегии. Этим объясняется
обнародование в 458/457 г. до х.э. царского эдикта, освободившего
членов гражданско-храмовой общины от царского налога и
предоставившего общине право собственной юрисдикции» (История
Востока в шести томах. Т.1. М.: 1997. С.497).
Конечно, я даже не дилетант в истории древней Персии. Но
пусть мне покажут источники, подтверждающие справедливость
утверждения книги Эсфирь о персидской политической
системе.
|
</> |