Нравится - не нравится...


А этот дружеский шарж называется "Чехов смотрит на свой портрет в Третьяковской галерее".
И смотрит Антон Павлович как раз на тот самый портрет, который ему не нравился...

Нарисовала шарж художница Александра Александровна Хотяинцева (1866-1942),
приятельница семьи Чеховых и самого Чехова.
Вот она:

Это ей писал Чехов из Ниццы в 1898 году, когда художник Осип Эммануилович Браз(1873-1936)
по заказу Павла Третьякова (1832-1898) писал в Ницце портрет Чехова для галереи Третьякова:
---------------
"Говорят, что и я и галстук очень похожи,
но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену"
---------------
Но так уж случилось, что именно этот портрет оказался единственным прижизненным портретом Чехова - законченным портретом.
Потому что есть ещё портреты Чехова от Левитана, от брата - Николая Павловича Чехова,
В.А.Серова, художника Петра Нилуса.
Но все портреты этих художников считаются по каким-либо причинам незаконченными.
Так что хорошо, что хоть Павел Третьяков довёл дело с портретом Чехова до конца:
Третьяков за свой счёт отправил художника Осипа Браза в Ниццу писать портрет Чехова, который там "зимовал" в это время.
Ну и платил художнику за работу, разумеется, Третьяков.
Павел Михайлович Третьяков умер 5 декабря 1898 года.
Но портрет Чехова, который он заказывал Бразу, Третьяков успел увидеть в своей галерее в сентябре 1898 года на открытии портрета...
Зато вот эти фотографии, сделанные московским фотографом Францем Иосифомичем Опитцем в 1901-1902 годах
очень Чехову нравились.
Хотя, на мой взгляд, трудно найти "33 отличия" от портрета Браза.
Тоже ведь выражение на этих фотографиях не из радостных...


А это ещё одна акварель от Хотяинцевой (здесь она стоит за Чеховым) на тему -
"как мы пришли смотреть на портрет Чехова в Третьяковскую галерею".
Первая на картине стоит Татьяна Щепкина-Куперник, за ней Чехов,
за Чеховым – Хотяинцева о чём-то секретничает с Сувориным:

Фото из своб. источников