Новости Ледяной пустоши

топ 100 блогов d0ctor_z02.03.2021 Я начал писать этот пост еще в прошлом году, в декабре. Тогда на местном новостном портале появилась новость с таким заголовком: "В Иванове за выходные почти 100 человек получили травмы на улице из-за гололеда". Далее было написано, что 35% от всех уличных телесных повреждений - это переломы (хуже того, 15% - переломы со смещением, потребовавшие оперативного вмешательства). В январе и феврале ситуация стала получше из-за постоянно выпадавшего свежего снега. "Весной" (календарной весной - ну какая весна, когда все покрыто льдом и снегом) все вернулось на круги своя.

Вчерашняя новость, благодаря которой город "прославился" на всю страну: "Ролик с падениями ивановцев увидели миллионы пользователей соцсетей". Цитирую:

"В минувшие выходные в Иванове произошел всплеск уличного травматизма. Причиной этому стало резкое потепление, начавшееся в пятницу вечером. В считанные минуты тротуары превратились в голый лёд. Такая ситуация продолжилась и в субботу. А репост ролика с падениями ивановцев сделал блогер с миллионом подписчиков.
...
Тем временем за минувшие выходные только в травмпункт 7-й ивановской горбольницы обратились более 200 человек. Медики говорят, что это в 2 раза больше, чем в обычное зимнее время.
...
«Основные травмы, с которыми приходили, - это уличные травмы, от ушибов до переломов рук и ног. Были случаи и переломов шейки бедра, переломы позвоночника. Некоторых пациентов даже приходилось сразу госпитализировать в травматологическое отделение», - сообщила корреспонденту IvanovoNews травматолог-ортопед травмпункта №2 Яна Харабажиу.
"

Для сравнения: число ДТП во всей области обычно измеряется единицами в день. Не во всех ДТП страдают люди, в большинстве случаев травмы незначительные (процент случаев, когда требовалась госпитализация, небольшой), при этом подавляющее большинство ДТП попадает в статистику. С другой стороны, травмы в результате падений, заставившие граждан обратиться в травмпункт, явно составляют лишь небольшую долю от общего числа происшествий.

Отдельно взятый областной центр в этом смысле не является исключением (и Россия - тоже, есть другие северные страны). Посмотрим статью "Экономические последствия гололедного травматизма в регионах РФ" (меня не интересуют экономические оценки, а только статистика). Несколько цитат (ссылки на отдельные исследования приведены в оригинале):

"Среди причин временной нетрудоспособности населения России травматизм из-за гололеда составляет порядка 15% и становится причиной 15-20% случаев инвалидности".

"По всему миру городские жители чаще всего обращаются в травмпункты в связи с травмами из-за гололеда... Так, в Швеции каждую зиму так поступают более 100 тысяч пешеходов... В Финляндии ежегодно регистрируется 50000-70000 случаев падения пешеходов и велосипедистов из-за того, что дороги покрыты льдом и снегом... В Канаде только в Торонто по той же причине почти 30000 человек обратились в больницы с 2006 по 2015 год... В США порядка 5% от всех заявлений о потере трудоспособности вызваны травмами на обледенелых дорогах".

Да, по данным ВОЗ о травматизме в Европейском регионе ("Травматизм в Европе", ссылка взята из предыдущей статьи) травмы в результате ДТП являются самой частой причиной смерти. Но если посмотреть на показатель утраченных годов здоровой жизни (DALYs) или годов здоровой жизни, утраченных в результате преждевременной смерти или инвалидности, падения выходят на первое место. Замечу, что Европейский регион ВОЗ включает в себя не только юг Европы, но и Турцию и Израиль. В результате эта статистика усредняет между собой как страны, где зимой бывает устойчивый снежный покров, так и те, где выпадение снега является чрезвычайным событием, а также все промежуточные случаи.

Страшны не только и не столько низкие температуры окружающей среды сами по себе. При нормальном микроклимате внутри помещений холод снаружи не особенно опасен, другое дело, что при капитализме на отоплении экономят практически повсеместно. Страшно состояние территорий снаружи. Недавно выпавший и слегка утоптанный снег вполне пригоден для ходьбы, что в очередной раз продемонстрировала погода в январе и феврале, но в городах такое состояние всегда преходяще. Вездесущий лед делает опасным каждый шаг за пределами помещений. Висящая месяцами сплошная облачность, недостаток солнечного света и повсеместный унылый серый пейзаж (50 оттенков серого - это про русскую зиму в городе) вгоняют в депрессию. Кстати, про коронавирус (хотя, думаю, это верно и для других инфекций, передающихся воздушно-капельным путем). Одним из действенных способов профилактики является хорошая вентиляция и проветривание. Но как можно проветривать помещение зимой, если внутри и так холодно, а снаружи мороз? (Выкиньте в мусорное ведро все проекты "пассивных домов", а все финансирование направьте на ITER и другие исследования термояда.)

Сначала про текущую ситуацию. Да, автомобиль - это очень опасное и неудобное средство передвижения. Но это лучшее, что существует на данный момент, с огромным отрывом. Кстати, такси в условиях Ледяной Пустоши гораздо удобнее личного автомобиля, поскольку может подъехать почти к двери и посадить или высадить пассажира. В условиях, когда даже десяток метров по льду чреват серьезной травмой, это критически важно. Имеющийся общественный транспорт в нынешней ситуации жизнеспособен ровно настолько, насколько экономическая ситуация не позволяет людям обзавестись личным авто или ездить на такси. Лучше простоять час в пробке, чем всю жизнь страдать от последствий перелома. Да, можно душить людей налогами и прочими поборами и запретами и загонять их автобусы и сажать на велосипеды. Но в таком случае автомобиль, доступный немногим, сразу же неизбежно станет символом статуса и успешности, предметом культа.

Что же касается более дальней перспективы, которая при капитализме, понятное дело, труднореализуема... Существующая городская среда, возникшая в результате долгой эволюции в тяжелых экономических, технологических и климатических условиях, для комфортного проживания в климате средней полосы России непригодна. Не надо выдавать нужду за добродетель. Нынешнее желание многих богатых и желающих разбогатеть покинуть этот ледяной ад и устроиться в более благоприятном климате можно понять. Хотя, учитывая отсутствие нормального отопления зимой во многих странах Европы, это желание может выйти боком. Неизвестно, что хуже - лед на улице, или холод в доме (по мне так второе). Если уж эмигрировать, то куда-нибудь поближе к экватору: в Южную Америку, Африку, Юго-Восточную Азию, Австралию - но там везде свои проблемы. Ясно, что среду нужно модифицировать и модификация эта полностью определяется климатом. Как модифицировать, я уже писал.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Если это был не самый трудный год на моем веку, то уж самый драматичный и противоречивый - точно. Я пыталась это отразить в двенадцати открытках к Дню рождения родного и любимого города. Боюсь, получилось не вполне празднично. Но зато искренне. Октябрь. Золотая осень у стен кремля ...
по мотивам чтения комментариев народа к новости https://news.vtomske.ru/news/186071-statistika-v-tomskoi-oblasti-snizilsya-oborot-v-sfere-torgovli Оборот в розничной торговле уменьшился на 1,7 % в Томской области за первое полугодие 2021 года. Больше всего снизились продажи ...
паперклей, папье-маше, дерево 2010 г. 46 см ...
Все знают, откуда берутся дети. Но они рождаются нечасто. А что же в остальное время «делает» любовь? От близости или просто от общения  с понравившейся или симпатизирующей вам женщиной всегда что-нибудь рождается: улыбка, хорошее настроение, ...
История с Крымским мостом, она гораздо глубже, чем плевок в имидж Путина и падение двух-трех пролетов. Все эти вещи - лежат на поверхности, очевидны и несущественны. Да, Россия не смогла защитить мост, да его повредили, да - это слабость. Почему я второй-третий день хожу и спрашиваю ...