Новосибирск 1980-х годов
dkphoto — 11.07.2010

Подобно тому, как я показывал уже
Хабаровск и
Владивосток времен
заката советской эпохи, хочу переместиться с Дальнего Востока в
западную Сибирь и совершить краткий экскурс во времени при помощи
книги «Земля Новосибирская», увидевшей свет в 1983 году в
московском издании «Советская Россия». Для меня это лишний шанс
показать столицу Сибири, где я побывал в 2004–2005 годах, но так и
не собрался еще соорудить соответствующие альбомы.
Здесь на снимке фигурирует привокзальная площадь
Гарина-Михайловского, где еще только завершают сооружать массивное
здание гостиницы «Новосибирск». Вдаль к площади Ленина, легко
узнаваемой благодаря огромному куполу знаменитого Государственного
академического театра оперы и балета, уходит улица Вокзальная
магистраль.

Столица области – Новосибирск. Город с удивительной историей:
некогда безвестный рыбацкий поселок на таежном берегу Оби с началом
строительства Великой
Транссибирской магистрали (1893 год) стал бурно расти
и скоро превратился в оживленный торговый город Сибири, а за годы
советских пятилеток – в крупнейший на востоке СССР центр индустрии,
науки и культуры.

Красный проспект – главная артерия города – у площади Ленина.

Все больше в городе вот таких уютных уголков.
Честно говоря, функионализм времен заката советской эпохи у меня
вовсе не ассоциируется со словом «уют», однако оставляю это на
совести автора текстов книги – о вкусах, как известно, не
спорят.

Внутри большого города создаются сказочные городки, игровые и
спортивные площадки для детей, в которых многие из них проводят
летние, зимние и весенние каникулы. Есть все условия для
гармонического развития юных сибиряков.

Про советские годы ничего не скажу, однако, как мне показалось, в
середине 2000-х город был иллюминирован достаточно слабо, по
крайней мере если сравнивать с Хабаровском. Ну а идеологическую
составляющую наружной рекламы давно уже сменила коммерческая,
снабженная подсветкой.

Я плохо знаю город, поэтому затруднюсь идентифицировать
изображенное на снимке место (подсказывают, что на переднем плане
фигурирует комплекс типографии «Советская Сибирь»). Однако,
несмотря на монументальность зданий, картина не очень-то впечатляет
из-за неухоженности прилегающей территории. Честно говоря, подобные
картины напоминают мне официальные фотографии
Пхеньяна.

Новосибирск называют главной воздушной площадью Сибири – здесь
сходятся многие международные, внутрисоюзные и областные авиалинии.
Отсюда, из аэропорта Толмачево, ежедневно отправляются десятки
рейсов.

Изумительное по красоте и масштабам здание новосибирского
железнодорожного вокзала предвоенной постройки.

Новосибирский речной порт с новым крупным вокзалом стал крупным
транспортным узлом на Оби, важным центром снабжения нефтяного
севера Сибири.
В 2004 году я застал его здание в совершенно разрушенном состоянии.
Надеюсь, его уже восстановили. На заднем плане виднеется гостиница
«Обь».

На речном трамвае – за город, на отдых.

Строятся новые магазины – современные, удобные, как этот
универсам.
Насколько я знаю, в советское время Новосибирск снабжался совсем по
иным нормам, чем Хабаровск да и большинство других городов Союза.
На их фоне столица Сибири выглядела подлинным царством изобилия –
оттуда привозили даже такие почти мистические напитки, как «Фанта»
и «Пепси-кола».

Знаменитые сибирские сыры изготавливаются здесь.
Не знаю уж, где именно были знамениты сибирские сыры, у нас все
больше как-то на слуху алтайские. Вот интересно, в Новосибирске в
1980-х годах сыр в магазинах продавали просто под ценником «сыр»
или же имелась конкретизация по сортам? У нас имел место быть
первый вариант – виды этой продукции выделяли очень редко, разве
что колбасный сыр в этом смысле являлся исключением.

Многочисленные ателье города могут удовлетворить самый
взыскательный вкус.
То же самое было и в Хабаровске – очень многие женщины обращались в
ателье или шили сами, не полагаясь на скудный ассортимент магазинов
одежды.

Бердский радиозавод – признанный центр сибирской
радиотехнической промышленности.
Собственно говоря, Бердск – это не Новосибирск, но коль входит в
агломерацию последнего, я счел возможным выложить этот снимок
здесь, а не оставить для задуманной второй части альбома, где будут
показаны главным образом Академгородок и сельская местность.
Кстати, на Дальнем Востоке с электроникой положение, вероятно, было
проще, чем в Сибири, благодаря морским портам. В государственной
торговле японская техника, конечно, практически не встречалась, а
вот в комиссионных магазинах и с рук ее приобрести было достаточно
реально, хотя и дорого. У нас, скажем, с самого начала 80-х был
японский стереоцентр Sanyo с мощным радиоприемником, кассетной
декой и проигрывателем виниловых пластинок.

На заводе им. Д.И. Ефремова строятся тяжелые уникальные станки
с электронным программным управлением.

Работают проектировщики. В Новосибирске строится метро, первое
в Сибири.
Открыли это метро в 1986 году, то есть спустя три года после выхода
книги. В числе первых станций была и изображенная тут на эскизах
«Площадь Ленина». В настоящее время новосибирский метрополитен
включает в себя дюжину станций на двух линиях – сеть невелика, но
продолжает потихоньку развиваться. Когда буду показывать город
середины 2000-х, включу в альбом и фотографии метро.
Помню, в тех же 80-х водили нас на школьные экскурсии в
«Гражданпроект», где среди прочего показывали некие эскизы
потенциального хабаровского метрополитена. Однако, насколько я
знаю, строительство подземки в нашем городе все-таки в обозримой
перспективе не планировалось, в то время как во Владивостоке на
закате советской эпохи предполагали строительство метро в самом
начале 2000-х годов. Как не трудно догадаться, не сложилось.

В сквере Героев революции. Во имя счастливой жизни сибиряков
сложили головы тысячи и тысячи отважных.

Широко распахнули двери для новосибирцев клубы и дворцы
культуры города.

Тысячи горожан и сельчан раскрывают свои таланты в изостудиях,
самодеятельных оркестрах, вокальных и танцевальных
коллективах.

По Красному проспекту идут барабанщики.

Земля Новосибирская славится спортсменами. Так, фехтовальный
клуб «Виктория» с интересом посещают наши зарубежные
гости.

Один из членов конноспортивной секции и его первые
поклонники.

Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта
называют крупнейшей кузницей кадров для железных дорог Сибири и
Дальнего Востока. Сегодня многие его питомцы строят
Байкало-Амурскую магистраль и проектируют новые трассы
будущего.
Конечно, как инженер путей сообщения я не мог пропустить фотографию
родственного мне вуза. Вместе с тем как патриот нынешнего
ДВГУПС (в ту пору
ХабИИЖТа) не также могу не отметить, что в середине 1990-х лучшим
вузом системы МПС был признан именно хабаровский. И, конечно, он
обеспечивал Дальний Восток специалистами-железнодорожниками еще с
1940-х годов.

Вероятно, зал для работы с микропленкой из архивов. Я такие
аппараты в свое время видел, но сидеть за ними не приходилось.

Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ)
в Новосибирске – одно из крупнейших книгохранилищ мира, депозитарий
ООН.
Вторая часть альбома, как я уже и говорил, будет посвящена
окрестностям Новосибирска, разумеется, все тех же 1980-х
годов.