Новое здание для Сбера в Сколково: шедевр или очередная стекляшка?
kinoah — 21.01.2022В Сколково, нашей «Кремниевой долине», активно достраивается технопарк Сбербанка. Ранее сообщалось, что «срок окончания работ и готовности здания под чистовую отделку намечен на конец 2021 года», так что увидеть это творение можно будет уже скоро.
Как проходил конкурс и кто победил
С декабря 2015 по апрель 2016 прошел закрытый конкурс, в котором участвовали 5 (пять) архитектурных бюро разной степени звездности:
- Foster + Partners (Великобритания),
- Zaha Hadid Architects (Великобритания),
- Eric Owen Moss Architects (США),
- SPEECH (Россия),
- Fuksas (Италия).
Все участники получили по 5,7 млн. рублей в качестве вознаграждения. Жюри из 10 человек, из которых четверо — представители Сбербанка и всего трое — профессиональные архитекторы, назвало лучшим проект бюро Захи Хадид.
Архитектор Хадид умерла 31 марта, результаты конкурса объявили 20 апреля — возможно, решение связано и с этим фактом тоже. Иначе как объяснить, что наименее зрелищный вариант назван лучшим.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов прокомментировал вердикт жюри:
Концепция, которую выполнило бюро Захи Хадид и которая у нас в итоге победила, — это невероятно зрелищный и современный проект, как и все, что делала гениальный архитектор. Здесь узнается ее стиль и ее эстетика. Это здание-скульптура, образующее такую нелинейную арку-терминал над главным бульваром. Двухчастный „центральный хаб“ выступает связующим модулем комплекса и работает как выставочный и представительский блок. Конечно, здесь применяются технологии по тепло- и энергосбережению.
Внутренние помещения трансформируемы и мобильны, предполагается горизонтальная и вертикальная проницаемость здания. Мы уже видели, как это работает в построенном бюро Захи Хадид бизнес-центре „Доминион“. Ее проект для Сколково — это возможность построить в Москве знаковое здание с мировой известностью».
«Здание-скульптура» — так говорят про каждое здание и Захи Хадид, и деконструктивизма в целом. Что касается ее стиля и эстетики, то сравните проект этого бюро для Сколкова с многочисленными аналогичными «скульптурами» этого же бюро в других мегаполисах и найдите 10 отличий:
Помните «Иронию судьбы»? Там Рязанов лихо ехидничает на тему типовой советской архитектуры (хотя в кадр и попадают дома экспериментальные, но это отдельный разговор). Что такое архитектура Захи Хадид, если не типовые проекты? Всюду извиваются галереи и эскалаторы, стекло пузырится, а логика и человеческий масштаб отступают на второй план — и в Риме, и в Третьем Риме, и в Пекине с Абу-Даби — всё одно и то же. Одним словом, уравниловка почище советской.
Имя Захи Хадид хорошо продается
Как сообщает британское издание «Building Design», за последние пять лет бюро Zaha Hadid Architects заплатило Фонду Захи Хадид $16 млн, чтобы сохранить имя Захи Хадид в названии. Только в 2021 году за использование имени Захи Хадид было выплачено $4,62 млн.
В общем, «Заха Хадид» — это бренд, и почему бы и нам не вступить в общий строй других мировых столиц, которые давно могут похвастаться наличием «скульптур от Хадид» в своей городской среде. Правда, и тут мы опоздали — но не в том смысле, что поздно спохватились: напротив, здание от Хадид у нас уже есть, и это абсолютно мертвый БЦ «Доминион» на Дубровке, который в прошлом году продавался за ненадобностью. Более того, в России есть еще одна «скульптура от Хадид» (о ней почему-то Сергей Кузнецов умолчал) — это вилла на деньги предпринимателя Доронина для своей тогдашней возлюбленной Наоми Кэмпбелл (здание вроде бы тоже уже продано).
А опоздали мы по другой причине. Еще при жизни Захи Хадид к ее творчеству предъявлялись вполне справедливые претензии, причем не в «немытой России», а во вполне просвещенных западных медиа. Так, авторитетный критик Стивен Бейли, основатель Музея дизайна в Лондоне, обвинял Хадид в неуважении к местному контексту, недоумевал по поводу ее статуса мировой знаменитости, а ее здания называл не иначе, как «зооморфными кляксами».
Но больше всего раздражения вызывали раздутые бюджеты ее проектов — вспомнить хотя бы скандал с Токийским стадионом: концепцию Хадид утвердили, но потом вынуждены были от нее отказаться из-за протестов, угрозы уничтожения исторических садов и по эстетическим соображениям. Да и всяких «Притцкеров» в последние годы вручают скромным труженикам, а не архитекторам-звездам. В этом смысле итоговое решение для Сбера в Сколково в закрытом конкурсе кажется как минимум спорным.
Впрочем, главный архитектор уверяет, что учитывалось мнение всех сотрудников Сбербанка:
При выборе финалиста из пяти участников конкурса жюри учло мнения тысяч сотрудников „Сбербанка“, которым предстоит работать в технопарке. Победила мастерская Захи Хадид — в отличие от других команд, они предложили делать „глубокий“ офис, а не светлые масштабные помещения. Как оказалось, программисты и научные сотрудники комфортно себя чувствуют именно в таких помещениях.
Давайте, что ли, тоже выскажемся, хотя нас (подозреваю, как и сотрудников Сбера) никто ни о чем не спрашивал:
Новое здание для Сбера в Сколково — это что: шедевр или очередная стекляшка?