Новый "постримский мир"...
nbalanchak — 18.10.2024Наверное, если попытаться представить, как последующие поколения
будут воспринимать то, что творилось в мире где-то с 1960 по 2020-е
годы, то можно предположить, что оное будет восприниматься, как как
некий "золотой век" человеческого потребления. Да, именно
потребления - не развития, не совершенства, не какой-то там
"искусности" или искусства - а именно потребления. Как некую
"вакханалию" красивой жизни. Красивой - но неправедной! И
несправедливой.
Примерно так, как воспринималась жизнь Имперского Рима жителями
Европы Средних веков. Которые, с одной стороны, видели
величественные здания и развалины - и, в целом, понимали, что "там"
было нечто грандиозное. А, с другой - понимали так же, как это
"грандиозное" закончило свои дни! (Реально - вопреки текущим мифам
- в Средние века не просто знали про тот же Рим, но знали довольно
много. Больше, нежели, например, про соседние государства. И тот же
Карл Великий короновался именно "Римским императором" именно
поэтому - потому, что тогда понимали "Рим - это крутое
царство!")
Но, разумеется, "неправедность римской жизни" была так же очень
хорошо известна. И не только в том смысле, что знали, что в Риме
"христиан львам скармливали". Но и в том, что о "фривольности"
римских нравов, о том, что в Риме к концу "почти не осталось
честных людей", про римское сутяжничество и т.п. вещи. То есть, для
образованного христианина из какого-нибудь 10 века (а такие были -
вопреки мифам) не было сомнения в том, что "падение Рима" было
связано не только, и не столько в "внешними обстоятельствами
непреодолимой силы" в виде нашествия варваров. Но и с "нравственным
падением Рима", и оное было первичным.
Реально от данной, кстати, "модели" отказались только в период
Ренессанса - тогда-то и придумали "бесчисленные орды" - а полностью
утвердилась она к началу Нового времени. То есть - что не случайно
- к началу господства в Европе "колониальной экономики", которая и
превратила оную в "неоримское общество". (То есть, в общество, в
котором наиболее выгодным является паразитическое
существование.)
Впрочем, о данном моменте надо говорить отдельно. Тут же можно
только сказать, что, ИМХО, нечто подобное ждет и
"нашу эпоху" в уже довольно близкое - по историческим меркам -
время. Когда большая часть современных обществ - и все "общества
развитые", те, что даже сейчас считаются "миром счастья" - окажутся
не просто в кризисе. (В кризисе они - как уже было сказано -
находятся уже сейчас.) Нет, это будет не просто кризис - а
суперкризис, состояние, из которого общество уже не может выйти
иначе, нежели превратившись во что-то иное. Или - если брать точнее
- не распавшись, после чего "куски распавшегося" будут поглощены
иными "проектами".
Собственно, с Римом случилось это самое. В том смысле, то Pax
Romana был не разрушен варварами - коих всех было много меньше,
нежели мужского взрослого населения одного только Рима - но,
скорее, "варвары" лишь подобрали в свои "королевства" то, что
осталось от умершей и разложившейся уже Империи. В итоге, например,
та же "итальянская аристократия" оказалась на деле скорее римской,
нежели лангобардской по происхождению - но при этом, разумеется,
целиком и полностью отождествляла себя именно с "пришельцами".
(Мода на "римские корни" пришла лишь через 10 веков.)
То же самое ожидает и современный мир. В том смысле, что рухнувшая
"Всемирная Империя Запада" рассыпется на множество кусков. Которые
будут "расхватаны" иными проектами с иной внутренней структурой.
Кстати, на этом фоне вполне возможно, что через несколько столетий
так же возникнет миф об "ордах негров, разрушивших прекрасную
Европу" - при том, что число этих "негров" будет на порядки ниже,
нежели число "истинных европейцев". Впрочем, чего это я - такой миф
уже создан, как говориться, со значительным опережением графика.
Так что начало процесса, по сути, уже имеется.
Хотя, конечно же, "орды варваров" - это вторично. Первично же то,
что на "римском примере" можно примерно предположить, как будет
происходить будущая "пересборка человечества". Потому, что, с одной
стороны, отсюда становится понятным, что она (пересборка) поглотит
все имеющиеся достижения - как бы не казалось оное странным,
применительно к "гибели Рима". (На самом деле тут ничего странного:
"варварские королевства" использовали и "римскую религию" -
напомню, что изначально варвары были пускай и христианами, но
"несторианского толка", и "римское право", и множество технологий,
включая военные, ну и т.д. и т.п.) С другой же - понятно, что
"новый мир" будет существенно отличаться от "того, что было".
В какую сторону отличаться? Думаю, все в ту же, что и "в прошлый
раз". (Хотя понятно, что переход от Античности к Средним векам -
это изменение меньшего порядка, нежели переход от "современности к
постсовремености".) В том смысле, что как и тогда, засилье
индивидуализма, абсолютизация "человеческой воли" - та самая, что
выродилась в конечном итоге в известную "войну всех против всех", и
в "ту самую" позорную сдачу Вечного Города (а так же в
презрительное отношение к тем, кто пытался его спасти, вроде Аэция)
- будет заменено на нечто иное.
На приоритет религиозного в сфере идеологии и приоритет общины в
сфере бытовой жизни. Да, религия и община, община и религия - это
база для Средневековья. (Впоследствие община разрастется до сложной
системы корпораций - но это будет потом.) Кстати, реально данная
система была довольно "лояльной" к человеку - жесткость религиозных
установок нивелировалось стремлением общины "не допустить обиды
своих", и поэтому если кто-то "не выеживался", то жил вполне
свободно. (Разного рода Инквизиция началась уже потом - когда
община начала распадаться.) Ну, а если кто "выеживался", то мог
создать свою общину, стать кем угодно - даже королем, если повезет.
Но, разумеется, с гораздо большей вероятностью мог стать никем - в
том числе и в физическом смысле. Ну, думаю, это совершенно
справедливо: большие возможность означают большой риск. (И
"справедливо" тут равно понятию "конструктивно", но об этом будет
сказано уже отдельно.)
То есть, средневековое общество отличалось от позднеримского тем,
что поддерживала именно что "общую работу" - община, напомню, тогда
была соседской, означая "совместное использование ресурсов".
(Кстати, "коммуна" изначально есть именно это самое.) В то время,
как позднеримское стояло "на стороне" тех "хитрых ребят", что любят
тащить все к себе, при этом заставляя общество устраивать для себя
"безопасную среду". "Великую Империю", в которой принято только
тащить из казны и вести интриги против других желающих это делать -
а вот защищать с оружием в руках свою жизнь не принято. ("Если надо
будет воевать - куплю солдат!" Ну да, "универсальная максима" всех
умирающих обществ.)
Отсюда, собственно, и можно пускай очень примерно - но
предположить: что будет дальше? В смысле - что будет с обитателями
этого мира, когда "мир старый", наконец-то, умрет, и "толпы
варваров" из Африки займут все эти Парижи и Берлины. (На самом
деле, не толпы, и не варваров - но, см. сказанное выше, миф-то уже
создан! Впрочем, "в прошлый раз" миф так же был уже создан - см.
тот же "Апокалипсис".) А будет то, что, во-первых, на месте
текущего "плюрализма" возникнет одна достаточно цельная "метаидея".
(На самом деле сейчас никакого плюрализма так же нет - а есть
метаидея "сегодня навсегда", и все ее противники жестко давятся, но
это в данном случае несущественно.) А, во-вторых, произойдет
разделение "единого глобального экономического пространства" на
отдельные "общинные пространства" при сохранении единства
"идейного".
Но обо всем этом будет сказано уже в следующем посте.
|
</> |