"Новый облик" не отвечает оперативным потребностям ВМФ

Создание "нового облика" Вооруженных сил, как нам говорят, явилось результатом пересмотра форм и способов вооруженной борьбы. Эти возможные формы и способы действительно могут иметь место в воздушно-космическом пространстве и на земле. На море формы и способы вооруженной борьбы изменились только качественно. Практически как они совершенствовались в течение веков, такими они и остались. Это особенно нужно иметь в виду при глобальных размахах всей мощи противника. Война на море в этом случае будет иметь не только тактическое и оперативное, но и, главным образом, стратегическое значение. Но все зависит от состава сил флотов.
До 1990 года рассматривалась возможность проведения стратегической операции на океанском ТВД. Предполагалось, что эта операция будет проводиться совместно с другими видами и родами вооруженных сил при главной роли сил флота. И это были не простые мечтания. Скажем, к примеру, в 1984 году Северный флот на учении "Атлантика-84" развернул в океан 64 подводные лодки, не считая надводных кораблей и вспомогательных судов. Но тогда и тихоокеанские флоты по своему составу были океанскими флотами. Например, оперативная зона действий Северного флота простиралась от 140 градуса восточной долготы до побережья Америки и Канады на западе и от Северного полюса до Антарктиды. К сожалению, начиная с 1990 года наши флоты начали быстро сокращаться по составу своих сил и вместе с этим сокращались и оперативные зоны действий. И сейчас мы видим, что все флоты оперативно подчинены военным округам. Это означает, что существующие силы флотов могут содействовать войскам округов в какой-то небольшой зоне действия этих войск. В этих условиях вполне закономерно оперативное подчинение Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии военным округам. Что же касается Северного и Тихоокеанского флотов, то при развертывании глобальной мощи в войне у них может оказаться необходимость решения самостоятельных задач в океанах. Мы надеемся, что это не пустой звук при выделении триллионов из бюджета страны на строительство кораблей и подводных лодок.
Всякое управление начинается с оценки обстановки. Оценка обстановки в Мировом океане всегда необходима для всех флотов, какими бы они ни были. Какое отношение имеет Командующий Западным округом к положению дел в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах? Раньше этим занимались разведывательное, оперативное управления Северного флота и ГРУ Генштаба. А сейчас кто оценивает обстановку в Мировом океане? А это дело не такое уж простое. В конце 60-х годов в Атлантическом океане ежедневно находились около 2,6 тысячи кораблей и судов различного предназначения и различных государств, а сейчас их, вероятно, стало гораздо больше. Только Командный пункт Северного флота разбирался в этой обстановке.
"Новый облик" предусматривает разделение управления силами на две составляющих: оперативную и административную. Сейчас Главком ВМФ призван осуществлять административное управление, которое предусматривает управление боевой подготовкой сил флотов для зон оперативного подчинения, подготовку кадров для флота, строительство флота и решение других вопросов. Управление боевой подготовкой - не такое уж простое дело. Это не только сдача курсовых задач, но и ввод кораблей и подводных лодок в состав сил постоянной готовности, способных вступить в бой в установленный срок с реальным противником не только в зоне оперативного подчинения, но и в Мировом океане. Кроме того, этот вопрос связан с мобилизационным планированием. Что же касается подготовки кадров, то здесь "новый облик" этого просто не предусмотрел не только с точки зрения организационной, но и с точки зрения подготовки специалистов флота для выполнения условий противодействия новым средствам борьбы. Например, как вести противоинформационную борьбу, как противодействовать дистанционно-неконтактным средствам поражения. При этом нужно учитывать, что враждебно-информационное воздействие ведется и сейчас в мирное время. Для восприятия этого воздействия создаются благоприятные условия. Так, например, на СКР "Ярослав Мудрый" в Балтийске работают семь телевизоров. Не слишком ли много для такого корабля? Но это нужно специалистам-контрактникам, и без них СКР в море не пойдет. "Бескозырки-одногодки" здесь не помогут. В этом мы имеем почти неразрешимую государственную проблему.
Теперь коснемся строительства флота. Оно должно осуществляться в соответствии с оперативными задачами, поставленными перед флотами. Раньше строительство одной атомной подводной лодки обеспечивалось работой трех сотен заводов. А сейчас где они? Перестройка оставила часть из них за пределами России. Поэтому подводная лодка "Юрий Долгорукий" строилась 21 год, а время строительства двух последующих подводных лодок значительно сократили. Однако не нужно использовать для них закупаемые за рубежом комплектующие и другие материалы и приборы, иначе аварий и падения ракет нам не избежать.
Поскольку формы и способы борьбы в будущем не меняются для флота, то нельзя систему управления им сравнивать с другими видами вооруженных сил. Оперативное подчинение означает постановку задач флоту, контроль за боевой готовностью сил, предназначенных для решения этих задач, планирование и управление силами в совместных операциях. При этом флот может решать самостоятельно и другие задачи. Например, проводить противолодочные операции, осуществлять оборону военно-морских баз, коммуникаций и другие. Северный и Тихоокеанский флоты должны быть непосредственно подчинены Главкому ВМФ. В этом случае не может быть разделения на административное и оперативное управления. Они тесно связаны друг с другом. При этом Главком ВМФ руководит оперативным планированием на случай начала войны, осуществляет перевод флотов в высшие степени боевой готовности, контролирует развертывание сил и ведение ими боевых действий по поставленным задачам. Для этого ему нужен не Пункт управления, а Командный пункт ВМФ, способный держать в своих руках всю обстановку в морях и океанах и при необходимости вступить в управление силами любого флота. Если мы ведем речь о строительстве океанского флота, то нам нужно воссоздать Главный штаб и управления ВМФ в прежней структуре, возможно, в несколько сокращенном составе.
Если мы не сделаем этого, то нам не восстановить боеспособность флотов, могущих ударить в основание морской глобальной мощи наступающего противника.
Об авторе
Родился в 1932 г. Подводник, кандидат военных наук (1990 г.), почетный полярник. В 1949 г. окончил Бакинское военно-морское подготовительное училище, в 1953 г. - 1-е Балтийское высшее военноморское училище, в 1960 г. - Высшие специальные офицерские классы ВоенноМорского Флота, в 1968 г. - Военноморскую академию, в 1984 г. - Высшие академические курсы руководящего состава Вооруженных Сил СССР, а в 1986 г. -Военную академию Генерального штаба.
С 1953 г. - командир торпедной группы, затем командир минно-торпедноартиллерийской боевой части подводной лодки С-68 Черноморского флота. С 1954 г. - помощник командира подводной лодки С-91, на которой совершил переход по внутренним водным путям из Севастополя в Полярный. В 1955 г. в составе Экспедиции особого назначения совершил переход Северным морским путем из Северного флота на Камчатку. В 1959 г. в должности старшего помощника командира участвовал в передаче подводных лодок С-91 и С-79 в состав военно-морских сил Индонезии. С 1962 г. - командир крейсерской ракетной подводной лодки К-153 18-й дивизии 12-й эскадры подводных лодок Северного флота. С 1968 г. - командир атомной подводной лодки К-33 (проект 658). В 1969 г. назначен заместителем командира дивизии атомных ракетных подводных лодок.
15 ноября 1969 г., управляя атомной подводной лодкой К-19, пресек разведывательную операцию американской подводной лодки "Гэтоу" в территориальных водах Баренцева моря.
С 1970 г. - заместитель начальника отдела планирования и тактической подготовки Управления боевой подготовки, затем начальник 1-го отдела Оперативного управления штаба Северного флота. С 1975 г. -заместитель начальника штаба Северного флота по боевому управлению - оперативный дежурный Северного флота. С 1978 г. - начальник Управления боевой подготовки штаба Северно го флота. В 1980-1984 гг. - начальник Оперативного управления штаба Северного флота; руководил оперативным планированием боевого применения сил флота. С 1984 г. - заместитель начальника штаба войск Юго-Западного направления по военноморским вопросам - начальник Военно-морского управления. В 1988 г. назначен начальником Учебного центра Военно-Морского Флота.
С 1991 г. - в запасе. Награжден орденами Мужества, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженых Силах СССР" 2-й и 3-й степеней, медалями.
За наводку спасибо
