Новый мутант патриархатной мысли - "психология репродуктивной сферы"

топ 100 блогов cat_gekata06.01.2014 В рамках медицинской психологии, а точнее - перинатальной психологии в последние годы выделилось самостоятельное направление - психология репродуктивной сферы. Сие открытие случилось с подачи некой Филипповой Галины Григорьевны – докторши психологических наук, профессорши Московского государственного медико-стоматологического университета, а заодно и профессорши кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.

Идея этой самой "психологии" оказалась легко предсказуема: если целью жизни женщины не является репродуктивный труд, то она - не совсем здоровый в психическом смысле человек, не личность, и уж тем более, не "зрелая личность". Дальше все в общем-то неплохие идеи возврата отрицаемой веками женской телесности и цивилизованных отношений между женщиной и ее телом уложены в прокрустово ложе репродуктивной целесообразности. Проще говоря, все, что не способствует реализации даже не сексуальной функции, а строго зачатию-вынашиванию-родам - все по сути лишнее, нездоровое и девиантное. И все допустимые взаимоотношения между женщиной и ее телом сводятся исключительно к контексту материнства. От прочих (то есть недопустимых) - предполагается лечить.

Итак, если у женщины есть проблемы с репродуктивной сферой - то ищи проблему в голове. Таковых проблем госпожой Филлиповой обнаружено шесть вариантов:

Вариант 1. Сверхценность своего тела и опасение, что реализация репродуктивной функции его испортит. В этом случае наблюдается два разных типа «ценности тела». В первом типе ценность тела «эстетическая» и у женщины есть представление, что беременность и рождение ребенка «изуродуют» тело: тело растолстеет, появятся растяжки, грудь потеряет форму и т.п. Такое отношение к телу активно стимулируется современными СМИ и принятым в современном обществе предпочитаемым образом женского тела как стройного, подтянутого и т.п. При втором типе отношения к телу беременность, роды, кормление ребенка и уход за ним воспринимается как «тяжелая болезнь», в процессе и после которых тело будет страдать физически, уставать, болеть и истощаться. Эта позиция также спровоцирована современными медицинскими и бытовыми представлениями о течении беременности, родов, лактации и т.д. То есть авторка не видит прямой связи между "красотой" и запросом социума на следование этому канону, в ее воображении это некие "коварные" женщины, начитавшись не менее коварных СМИ, начинают переживать за свою внешность и поэтому отказываются от репродуктивного долга. Разумеется, те, кто боятся "потерять фигуру" - наивные жертвы рекламы, а те, кто фигуру в итоге потеряли - "самодурывиноваты", но двойственность собственного посыла от докторши наук неумолимо ускользает

Вариант 2. Непринятие своего тела, которое «недостойно стать матерью» или не сможет эффективно осуществить репродуктивную функцию. Такая позиция женщины появляется в результате искаженных отношений с матерью, которая не принимала телесности дочери, не позволяла ей успешно идентифицироваться со своей материнской телесностью. В этом случае обычно страдает и сексуальная составляющая репродуктивной сферы женщины. Разумеется, страдает. И таких страдающих - каждая вторая, поскольку контроль над женской телесностью - игра историческая, ей сотни лет. Правда, именно до идеи «недостойна стать матерью» доходят единицы, обычно тот же социум не спрашивает такие мелочи, как "достойна-не достойна", принуждает - и все. Если женщина внезапно над этим задумалась - то это не столь уж и плохой знак, у нее скопился ресурс на саморефлексию, что уже само по себе неплохо.

Вариант 3. Недоверие к телу, гиперконтроль, выученная беспомощность. Такое отношение характерно для неуверенных в себе, гиперконтролирущих женщин. Тело расценивается как недостаточно готовое и недостаточно «умеющее» выполнить репродуктивную функцию. Нередко ситуация усугубляется предыдущими неудачами зачатия, вынашивания беременности и т.п. В результате формируется выученная беспомощность, усиливается контроль над телом, женщина становится сверхчувствительной к телесным симптомам, тревожно отслеживает любые изменения, что усиливает общую тревогу и осложняет реализацию репродуктивной функции. "Следить за телом", "следить за собой" - это ли не норма, навязываемая женщинам обществом? Гиперконтроль и недоверие - это прямое следствие невыполнимых социальных норм. Заметим, что психологией общественные нормы не сменить, да и не входит это в задачу репродуктивной психологии, она-то как раз двумя руками подтверждает "нормальность" общества. И я даже боюсь предполагать, как же авторка предполагает лечить женщин, не вскрывая этого противоречия.

Вариант 4. Представление о недостаточности телесных ресурсов для реализации репродуктивной функции. Данный вариант характерен для женщин с низкой энергетикой, инфантильных, склонных к ипохондрии, неуверенных в себе и своей физической состоятельности. Ситуация усугубляется поддерживаемым в обществе мнением, что беременность и материнство – это тяжелый, изматывающий труд, отнимающий у женщины все силы. Замечу - да, с ухудшением экологии в городах рождается немало женщин именно таких - с низкой энергетикой и слабой физиологией. И это - не "мнение, поддерживаемое в детстве", а - реальность. Но, видимо, если научиться эту реальность правильно отрицать, то даже больных можно заставить рожать - если не задумываться над тем, кто потом этих детей будет воспитывать, ведь материнскую смертность никто не отменял.

Вариант 5. Представление о непозволительности телесных проявлений по отношению к сексуальному партнеру и ребенку, запрет на телесные удовольствия. Такой вариант отношения к своему телу характерен для культурных и семейных моделей, в которых телесные удовольствия расцениваются как греховные, развращающие, недопустимые для «порядочной» женщины. В этих случаях тело подвергается наказанию за стремление или реальные эпизоды получения удовольствия. Телесные контакты с другими людьми (в том числе с партнером и ребенком) считаются непозволительными, «стыдными», что реализуется в телесных зажимах и ограничении телесных контактов. И православная модель семьи, с традиционной концепцией греховности, будет плодить именно таких невротиков, с запретом на телесные удовольствия - это уже давно доказано историей. Как уж тут новая психология поладит с традициями - загадка... наверное, выпустит очередную книжку про то, почему женщине сексуальные удовольствия все-таки не нужны, а главное - рожать. Все идет по кругу...

Вариант 6. Делегирование телу сопротивления рождению ребенка в результате не зрелой мотивации рождения ребенка, с одновременным наказанием тела за осуществление этого сопротивления. Это самый сложный, однако достаточно часто встречающийся вариант отношений женщины со своим телом. Особенно характерен он для случаев бесплодия и невынашивания. А вот тут уже - просто знатное палево, оказывается, женщина не хочет ребенка не потому, что ХОЧЕТ В ЖИЗНИ ЧЕГО-ТО ДРУГОГО, а не ребенка, а потому, что у нее - не зрелая мотивация (!). В норме она должна созреть и захотеть, иначе она - не правильная женщина. Но, согласно новой психологии, и это, похоже, можно вылечить.

Женщины с одной стороны неосознанно сопротивляются рождению ребенка (в результате незрелости мотивации рождения ребенка, страхов, связанных с беременностью, родами и воспитанием ребенка, особенностей семейной истории и т.п.), а с другой стороны на осознаваемом уровне у них есть ярко выраженный социальный запрос на рождение ребенка. Так вот оно что! Все женщины хотят рожать, просто некоторые из них об этом еще не догадываются - чайлдфри, например, вообще пребывают в дремучем заблуждении о своих жизненных целях. Как всегда неосознаваемая мотивация оказывается сильнее, и тогда тело становится «исполнителем» неосознаваемых стремлений избежать материнства, но одновременно к нему предъявляются претензии за неосуществление поставленных целей, что влечет за собой «наказание»: появление соматических нарушений, при течении и лечении которых тело подвергается физическим неприятностям (болезненность, дискомфорт, снижение качества жизни, оперативные вмешательства и т.п.) Вот так-то нам в очередной раз с блеском доказывают, что все болезни - вовсе не из-за несовершенства медицины и человеческого тела, а из-за нежелания женщин рожать! Подозреваю, что после пятнадцатого ребенка женщина должна обрести бессмертие, и скоро мы увидим исчерпывающие труды на эту тему.

Если следовать логике авторки, то зачем женщине БЫТЬ_ДЛЯ_СЕБЯ? Женщина - это не более, чем детородная машина на двух ногах, а материнство - главное предназначение жизни женщины. Выполнила репродуктивный долг - и добро пожаловать на свалку, дорогая мечтательница! Все остальное, что есть в твоей жизни, более никого не интересует. И не нужно придумывать какие-то планы, цели и мечты - для их реализации надо было родиться мужчиной. А если не повезло, то лечись - и готовься к исполнению репродуктивного долга.

Статья целиком

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Много времени уходило также на кутежи, игру и охоту Зачем Лев Николаич Толстой писал Войну и мир и прочую хрень? Он же вроде не последний хрен доедал - и деньги, и крепостные у него водились. Не сказать, что в излишестве, ну так надо думать - если бы вы знали, сколько Толстой в ...
В недавней угадайке я вам предложила фрагмент совершенно дивного, на мой взгляд, памятника. Называется он "Открытый занавес", скульптор Свен Лундквист. Если вы присмотритесь повнимательнее, то увидите, что здесь перед зрителями играют сцену из "Гамлета". Памятник находится на Henry ...
Всем привет. Ехала я на прошлой неделе на работу с моим любимой “бомбилой”, который в своё время ещё и вождению обучал. Моё собственное авто пока без движения стоит на стоянке. Решило зимой отдохнуть во избежание неприятностей в виде езды по льду и пробок. Общение у нас с ним вполне ...
...
Сегодня такой замечательный день! Захотелось устроить что-то грандиозное и ...