Новый мутант патриархатной мысли - "психология репродуктивной сферы"

Идея этой самой "психологии" оказалась легко предсказуема: если целью жизни женщины не является репродуктивный труд, то она - не совсем здоровый в психическом смысле человек, не личность, и уж тем более, не "зрелая личность". Дальше все в общем-то неплохие идеи возврата отрицаемой веками женской телесности и цивилизованных отношений между женщиной и ее телом уложены в прокрустово ложе репродуктивной целесообразности. Проще говоря, все, что не способствует реализации даже не сексуальной функции, а строго зачатию-вынашиванию-родам - все по сути лишнее, нездоровое и девиантное. И все допустимые взаимоотношения между женщиной и ее телом сводятся исключительно к контексту материнства. От прочих (то есть недопустимых) - предполагается лечить.
Итак, если у женщины есть проблемы с репродуктивной сферой - то ищи проблему в голове. Таковых проблем госпожой Филлиповой обнаружено шесть вариантов:
Вариант 1. Сверхценность своего тела и опасение, что реализация репродуктивной функции его испортит. В этом случае наблюдается два разных типа «ценности тела». В первом типе ценность тела «эстетическая» и у женщины есть представление, что беременность и рождение ребенка «изуродуют» тело: тело растолстеет, появятся растяжки, грудь потеряет форму и т.п. Такое отношение к телу активно стимулируется современными СМИ и принятым в современном обществе предпочитаемым образом женского тела как стройного, подтянутого и т.п. При втором типе отношения к телу беременность, роды, кормление ребенка и уход за ним воспринимается как «тяжелая болезнь», в процессе и после которых тело будет страдать физически, уставать, болеть и истощаться. Эта позиция также спровоцирована современными медицинскими и бытовыми представлениями о течении беременности, родов, лактации и т.д. То есть авторка не видит прямой связи между "красотой" и запросом социума на следование этому канону, в ее воображении это некие "коварные" женщины, начитавшись не менее коварных СМИ, начинают переживать за свою внешность и поэтому отказываются от репродуктивного долга. Разумеется, те, кто боятся "потерять фигуру" - наивные жертвы рекламы, а те, кто фигуру в итоге потеряли - "самодурывиноваты", но двойственность собственного посыла от докторши наук неумолимо ускользает
Вариант 2. Непринятие своего тела, которое «недостойно стать матерью» или не сможет эффективно осуществить репродуктивную функцию. Такая позиция женщины появляется в результате искаженных отношений с матерью, которая не принимала телесности дочери, не позволяла ей успешно идентифицироваться со своей материнской телесностью. В этом случае обычно страдает и сексуальная составляющая репродуктивной сферы женщины. Разумеется, страдает. И таких страдающих - каждая вторая, поскольку контроль над женской телесностью - игра историческая, ей сотни лет. Правда, именно до идеи «недостойна стать матерью» доходят единицы, обычно тот же социум не спрашивает такие мелочи, как "достойна-не достойна", принуждает - и все. Если женщина внезапно над этим задумалась - то это не столь уж и плохой знак, у нее скопился ресурс на саморефлексию, что уже само по себе неплохо.
Вариант 3. Недоверие к телу, гиперконтроль, выученная беспомощность. Такое отношение характерно для неуверенных в себе, гиперконтролирущих женщин. Тело расценивается как недостаточно готовое и недостаточно «умеющее» выполнить репродуктивную функцию. Нередко ситуация усугубляется предыдущими неудачами зачатия, вынашивания беременности и т.п. В результате формируется выученная беспомощность, усиливается контроль над телом, женщина становится сверхчувствительной к телесным симптомам, тревожно отслеживает любые изменения, что усиливает общую тревогу и осложняет реализацию репродуктивной функции. "Следить за телом", "следить за собой" - это ли не норма, навязываемая женщинам обществом? Гиперконтроль и недоверие - это прямое следствие невыполнимых социальных норм. Заметим, что психологией общественные нормы не сменить, да и не входит это в задачу репродуктивной психологии, она-то как раз двумя руками подтверждает "нормальность" общества. И я даже боюсь предполагать, как же авторка предполагает лечить женщин, не вскрывая этого противоречия.
Вариант 4. Представление о недостаточности телесных ресурсов для реализации репродуктивной функции. Данный вариант характерен для женщин с низкой энергетикой, инфантильных, склонных к ипохондрии, неуверенных в себе и своей физической состоятельности. Ситуация усугубляется поддерживаемым в обществе мнением, что беременность и материнство – это тяжелый, изматывающий труд, отнимающий у женщины все силы. Замечу - да, с ухудшением экологии в городах рождается немало женщин именно таких - с низкой энергетикой и слабой физиологией. И это - не "мнение, поддерживаемое в детстве", а - реальность. Но, видимо, если научиться эту реальность правильно отрицать, то даже больных можно заставить рожать - если не задумываться над тем, кто потом этих детей будет воспитывать, ведь материнскую смертность никто не отменял.
Вариант 5. Представление о непозволительности телесных проявлений по отношению к сексуальному партнеру и ребенку, запрет на телесные удовольствия. Такой вариант отношения к своему телу характерен для культурных и семейных моделей, в которых телесные удовольствия расцениваются как греховные, развращающие, недопустимые для «порядочной» женщины. В этих случаях тело подвергается наказанию за стремление или реальные эпизоды получения удовольствия. Телесные контакты с другими людьми (в том числе с партнером и ребенком) считаются непозволительными, «стыдными», что реализуется в телесных зажимах и ограничении телесных контактов. И православная модель семьи, с традиционной концепцией греховности, будет плодить именно таких невротиков, с запретом на телесные удовольствия - это уже давно доказано историей. Как уж тут новая психология поладит с традициями - загадка... наверное, выпустит очередную книжку про то, почему женщине сексуальные удовольствия все-таки не нужны, а главное - рожать. Все идет по кругу...
Вариант 6. Делегирование телу сопротивления рождению ребенка в результате не зрелой мотивации рождения ребенка, с одновременным наказанием тела за осуществление этого сопротивления. Это самый сложный, однако достаточно часто встречающийся вариант отношений женщины со своим телом. Особенно характерен он для случаев бесплодия и невынашивания. А вот тут уже - просто знатное палево, оказывается, женщина не хочет ребенка не потому, что ХОЧЕТ В ЖИЗНИ ЧЕГО-ТО ДРУГОГО, а не ребенка, а потому, что у нее - не зрелая мотивация (!). В норме она должна созреть и захотеть, иначе она - не правильная женщина. Но, согласно новой психологии, и это, похоже, можно вылечить.
Женщины с одной стороны неосознанно сопротивляются рождению ребенка (в результате незрелости мотивации рождения ребенка, страхов, связанных с беременностью, родами и воспитанием ребенка, особенностей семейной истории и т.п.), а с другой стороны на осознаваемом уровне у них есть ярко выраженный социальный запрос на рождение ребенка. Так вот оно что! Все женщины хотят рожать, просто некоторые из них об этом еще не догадываются - чайлдфри, например, вообще пребывают в дремучем заблуждении о своих жизненных целях. Как всегда неосознаваемая мотивация оказывается сильнее, и тогда тело становится «исполнителем» неосознаваемых стремлений избежать материнства, но одновременно к нему предъявляются претензии за неосуществление поставленных целей, что влечет за собой «наказание»: появление соматических нарушений, при течении и лечении которых тело подвергается физическим неприятностям (болезненность, дискомфорт, снижение качества жизни, оперативные вмешательства и т.п.) Вот так-то нам в очередной раз с блеском доказывают, что все болезни - вовсе не из-за несовершенства медицины и человеческого тела, а из-за нежелания женщин рожать! Подозреваю, что после пятнадцатого ребенка женщина должна обрести бессмертие, и скоро мы увидим исчерпывающие труды на эту тему.
Если следовать логике авторки, то зачем женщине БЫТЬ_ДЛЯ_СЕБЯ? Женщина - это не более, чем детородная машина на двух ногах, а материнство - главное предназначение жизни женщины. Выполнила репродуктивный долг - и добро пожаловать на свалку, дорогая мечтательница! Все остальное, что есть в твоей жизни, более никого не интересует. И не нужно придумывать какие-то планы, цели и мечты - для их реализации надо было родиться мужчиной. А если не повезло, то лечись - и готовься к исполнению репродуктивного долга.
Статья целиком
|
</> |