Новый французский трэш. «Шайтан» и «Угрюмый»


Продолжаем рассматривать некоторые французские картины, попавшие в список одного «малоизвестного» сайта, на предмет их заявленной трансгрессивности. На этот раз фильмы будут позиционироваться как хорроры и даже с позволения слешеры, хотя всё это весьма условно.

«Шайтан» «Sheitan» 2006
Начнём с самого примечательного, а самое примечательное в этом
фильме Венсан Кассель. Мне лично всегда нравился Кассель, есть в
нём определённо кураж, кое где переходящий грань фанатизма и ещё
похоже Венсан мог бы стать отличным комедийным артистом. Вот и в
этом фильме он сыграл феерично «цилиндрического в вакууме»
колхозника-маньяка. Другое дело, как вообще Кассель оказался в
дебютном фильме совершенно неизвестного чувака? Ответ прост – по
дружбе, такие они «друзья оушена».

Теперь что касается самого фильма. Картина позиционируется как слешер, действительно сюжет, антураж, атрибутика, всё как в стандартном, классическом слешере и даже где-то слишком. То есть молодые люди, которые поперлись в гости к незнакомке к чёрту на кулички, не просто дебилы и правонарушители, а полные дауны в квадрате. Усадьба куда они попадают, не просто странное место, а место в котором каждая комната кричит о её невменяемых обитателях. А когда появляются обитатели, по моему уже самый последний ребёнок поймёт чем кончится дело. Кажется всё это поставлено целенаправленно, именно как фарс а не тупое подражание.

Об этом косвенно говорит идейное содержание фильма. А оно не такое простое как кажется. Есть там некая религиозно-мистическая подоплека, которая раскрывается в центральном диалоге за ужином. За разговором выясняется что из четверых молодых людей, двое (Барт европеец, самый тупой) и (Тай азиат) полные нигилисты, а двое (Ладж негр) и (Ясмин арабка) верят в Аллаха. Что же касается хозяина, то он похоже верит в Диавола, ну или в Шайтана (как кому нравится) и даже ненавязчиво даёт понять что похоже именно он когда-то давно продал душу.

Вообще надо сказать что картина для слешера слишком малокровная, по большому счету там трэш только в финале и то в основном пострадали Барт и его собака (остальные подло сбежали). Хотя есть там конечно густейшая атмосфера, откровенная эротика, эпизоды насилия и эпизоды натуралистичного членовредительства. Всё то что видимо и позволило вписать фильм в список «трансгрессивного французского кино». Но говорить о фильме как о стандартном слешере нельзя, слишком он необычный.

«Sombre» «Сумрачный» «Тёмный» или в наших локациях «Угрюмый»
1999
Дебют Филиппа Гранрийе, в своё время прогремевший на еврофестах и
давший хорошего пинка чуваку как одному из самых отмороженных
авангардистов современного французского кино. Увидав этот с
позволения кинофильм, кинокритики всея гейропы зашлись в экстазе,
предвещая ещё одного Мурнау или Брессона, со своим новым
киноязыком. Ну, не знаю, по мне например Ханеке или Ноэ
поинтересней кажутся.

Теперь непосредственно о фильме. Сюжет, как не странно, тут какой-никакой есть, правда он копеечный и растянут почти на два часа. Речь идёт о Жане. Жан – кукольник, я знал конечно что кукольники странные, но Жан к тому же ещё и маньяк. Жан разъезжает по улицам и клубам, снимает девиц лёгкого поведения, завозит их в лес или на безлюдный берег, раздевает, смотрит (как будто не видал), входит в раж и тупо душит. И так много раз, практически первые пол часа экранного времени. Потом Жан встречает Клэр, такую великовозрастную девственницу и похоже влюбляется. Но задушить не может, потому что Клэр похоже такая же странная как и он. Вот такое содержание. Но дело тут в форме.

Во-первых всё ключевые сцены сняты в полумраке и на крупных планах, так что толком ничего не разглядишь. Там только пыхтение, вопли, мелькание сисег, писег, конечностей и лиц, как будто сам оператор снимал в эпилептическом припадке. Редкие эпизоды при дневном свете, тоже обычными не назовешь, там или расфокус или галопирующий монтаж или по две-три минуты бегущая за окном машины придорожная трава. В общем для любителей авангарда самое оно. Но говорить о фильме как о хорроре или тем более о слешере не приходится, хотя некоторые эпизоды довольно жутковатые.