Новые стихи вице-президента ОСК Джахан Поллыевой
bmpd — 14.06.2017Блог bmpd завершает цикл публикации материалов июньского журнала "Русский
пионер" колонкой и стихами вице-президента АО "Объединенная
судостроительная корпорация" по PR и GR Джахан Поллыевой.
Отметим, что это уже не первые стихи
вице-президента на страницах литературного издания. Ниже приводим
текст.
Вице-президент АО "Объединенная судостроительная корпорация" по
PR и GR Дж.Р. Поллыева (c) life.ru
«И сосны – мачты будущего
флота...»
Эта — всего одна — строка в длинном стихотворении Игоря Северянина
помогла Марине Цветаевой сделать неожиданное открытие.
И какое... «Это же и о нас с вами — о поэтах». — напишет она
ему в письме, которое так и не решится отправить.
Я не помню, чтобы еще у кого-то было подобное сравнение.
Приравнять корабельные сосны, выстоянные годами, к поэтам —это
признать и признаться во множестве страшных вещей. Прежде всего —
что «железная» стойкость дается в муках. Придется стоять на
холодном ветру, борясь за место под солнцем, а расти — прямо в
небо, дабы быть видимым и видеть все. Возвысившись над всеми —
первым принять удар. А лишь падет с головы пышная крона (сиречь
корона), остаться в полном одиночестве. Что еще тяжелее — в
гордом...
В цветаевском сравнении судеб вижу многое. Высота мачты —
высота падения. И... высота обзора уготованного тебе будущего. И
хотя не новость, что к сильным поэтам слава чаще всего приходит
после смерти, смириться с этим трудно. Зато, может, заслужишь еще
одну жизнь, начнешь блуждать по морям и океанам. Однако все ли
готовы к новым метаниям? Готовы ли видеть, как сбываются их
пророчества? Наконец, готовы ли знать, в кого или во что) однажды
«переселятся» мачты?Жутко, что и говорить...
Мачты, фрегаты, паруса — бессменные темы в искусстве.
Бесконечное, на протяжении тысяч лет, обращение поэтов к морю,
любой воде — явление того же ряда. Пишут об этом, как и положено,
бессознательно. Качаются на рифме, будто на волне, и отдаются ей
почти на физиологическом уровне. Доверяют, как рыбы воде... Даже
когда стихи о другом, нет-нет, но вдруг всплывет в них морской
термин, фраза или образ, присущие лишь водной стихии. Достаточно
прочесть предыдущий номер «Русского пионера- (а он целиком из
стихов), как в совершенно неожиданном месте наткнетесь и на эти
сравнения, и на аллюзии. К примеру, такие: «Вот лежат наших дней
пожелтевшие ровные стопки — / Если б жили при печке, имели б запас
для растопки, / Если б жили у речки, могли без конца эти воды /
Укрывать кораблями, армадой своих пароходов». Или на такие: -Но два
буйка, однако, похожи, как один, — / Мы все плывем куда-то. когда
уж не стоим». Первые строки принадлежат главному редактору газеты
«Коммерсантъ» Сергею Яковлеву, вторые — колумнисту «РП» Виоле
Сюткиной. Но хоть буйки, хоть пароходы, любые -плавсредства», всем
от них нужно одно: плыть, качаться, блуждать.
Почему же так тянет нас, прямоходящих, в плавание?
Наверно, потому же, почему большинство людей всегда тянуло селиться
в прибреж
ных местах. Говорят, что таковых скоро станет две трети. Циники на
это скажут: «Вода кормит». Соглашусь, если не забыли о пище
духовной. А стихи тоже льются, струятся, текут. Понесут по течению
мысли, захлестнут, накроют с головой и все равно прибьют к берегу.
«Вернусь к тебе, как корабли из песни...»
Вы никогда не задумывались, откуда у Высоцкого так много
песен о моряках и кораблях? Да, корабли — первое из тех чудес
света, что были созданы человеческими руками. Им тысячелетия,
вычеркнуть из генетической памяти невозможно. Но позвольте... Ладно
бы пять, ладно десять — но ведь почти тридцать песен о тех, с кем
не служил годами, не съел пуд соли, не рвал и не штопал парус, не
сидел на дне в подводной лодке! О летчиках и небе песен меньше.
Значит, не оно, а море было ЕГО стихией. У каждого она своя, а у
него была эта. «Мы научились штопать паруса и затыкать пробоины
телами», — пел он, будто делал это сотни раз. И будто нет
альтернативы этой философии жизни — и жертвенной, и неистово
вольной; то бушующей океаном, то текущей медленной рекой; пугающей
и разрушающей своими противоречиями, но связывающей всех нас,
живущих в этой стране. В морской, между прочим,
державе...
Да, любая из стихий дарит испытания. Их боятся, и в них же
маниакально идут — лезут на рожон, потом молят о пощаде. Но из всех
нам родней всего вода: она наш дом, мы все родом оттуда. И, потеряв
плавники и жабры, до сих пор ищем «путь домой», хотим в нем бывать
чаще. Пустившись когда-то в этот путь на плотах, перешли сначала к
деревянным коробам (отсюда и старорусское «корабь»), затем к
быстрым фрегатам, ну а теперь — что уж тут мелочиться! — строим
корабли как новые города. Высокие. Гигантские. Стальные. Но так же
блуждающие, как и утлые суда, что первыми искали свое место на
голубой от морей и океанов планете.
Видимо, планида у них такая, у кораблей. «Планить» — это ведь
тоже «блуждать». Судьба такая, значит...
P.S.
Говоря же об этом рационально, стоит добавить, что именно с
кораблей начался прорыв в новую эпоху — эпоху не только
географических, но и технических открытий. Каждое вновь построенное
судно привлекало к себе всякого, кто жаждал быстрее увидеть в деле
свои изобретения. К корабелам стремились и инженеры, и архитекторы,
и скульпторы, даже ткачи — с их легкими, как небо, парусами. И это
морские корабли стали первопроходцами в искусстве навигации и
рулевого управления, в испытании средств связи и материалов — всего
того, что позднее оказалось необходимым и дирижаблям, и самолетам,
и ракетам. То есть всем воздушным и космическим судам, также
именуемым кораблями. И здесь, пожалуй, точка.
Не птицы...
бушующих внутри, как шторм на море.
Стоим мы перед выбором плохим,
когда они рождаются от горя.
а навигатор — боль, ее не сбросить.
взрослеем молчаливыми ночами.
где хорды были нашими плечами.
до неба — ни за что не дотянуться...
их нет в программе наших эволюций.
крепчаем чешуей — не плавниками.
что толку двигать ими и... мозгами?
Всплывать наверх резона вовсе нет:
кессонная тотчас погубит гордость.
на жизнь вверху чернеющая пропасть...
как на подносах, плавают кувшинки.
на гибких стеблях ни одной морщинки.
Здесь ветром не поднимется волна,
а если всколыхнется, лишь как студень.
горчит слезами, пахнет нашей кровью.
обманутых поверхностной любовью?
холоднокровное, спиралью завитое?
Калачиком свернувшись, упадут...
а есть как море — рьяные трибуны!
обрушивая на других тайфуны
из грозных слов... Но первый же прибой
на гальку мелкую швырнет их и погасит.
кто с океанским гулом рвался к власти
на популистский кастинг— ни ногой!
Кромсают берег крупными кусками.
гигантский, мерзкий, клацая зубами
и пенную слюну от нетерпенья
разлив везде, куда лишь взгляд упал,
сгребает, как игрушки, груды скал
и топит их с звериным наслажденьем.
Но даже их забрав в свои владенья,
не остановится... Отнюдь не вдруг
тут забурлит водоворота круг
и мели вырастут за пять минут
на месте гор — как кол, они остры!
в свою пучину, будто в паутину,
нагруженные златом корабли.
того гляди, чего-нибудь сопрут...
наверное, возвел сначала город...
желает пить. А после — ждет любви.
Когда же нет ее, возводит короб,
чтобы уплыть и спрятаться вдали.
ломает голову: ну как бы так устроить,
чтобы дойти до Дарданелл и Трои,
и чтоб в пути был свеж и бодр духом,
и чтоб и кузня там была, и кухня,
и чтоб ветра ему не дули в ухо,
а кровля не текла... Et cetera.
он чертит мачту с парусом и кроит
каюты морякам, потом — гостям:
а как без них?! Но вешает на короб
на случай шторма легкие плоты.
Любовь и впрямь не терпит пустоты.
|
</> |
https://bit.ly/2GIxLUm
Видео курс "Black Shark" Как новичку с полного нуля заработать от 1,450 рублей за сутки!
Гарантия возврата денег.