НОВЫЕ ПРАВИЛА В СООБЩЕСТВЕ!

топ 100 блогов — 05.01.2010 Образ Иуды сегодня приобрёл в сознании христиан непропорционально большое значение. Помнит ли сегодня кто-нибудь из христиан, что Иосифа братья его продали в рабство за двадцать серебреников? (Бытие 37:28).

Имя «Иуда» стало нарицательным и считается позорным, а выражение «поцелуй Иуды» стало синонимом подлого поступка. Самоубийство Иуды лишь усугубляет его грех. В основе сложившихся взглядов на предательство Иуды лежат три момента: слишком очевидная правомерность их основных положений и полное отсутствие желания анализировать эти взгляды; бездумная вера людей в устоявшуюся точку зрения; значительный срок существования этих взглядов и отсутствие какого-либо приемлемого альтернативного подхода к данной проблеме.

Однако, идея о том, что Иуда действовал исключительно из жажды наживы, ради тридцати сребреников (сребреник  - мелкая иудейская монета, равная примерно 4 динариям) – средней цены молодого раба – кажется достаточно ущербной. Будучи казначеем среди учеников Иисуса, – он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Иоанн 12:6), - он мог бы заработать гораздо больше, если бы просто исчез вместе с кассой.

Более того, в предательстве совершенно не было нужды. Оно имело бы смысл только в том случае, если бы Иисус вёл свою проповедь тайно, а не открыто. Удивление можно почувствовать и в словах самого Иисуса: Каждый день бывал Я с вами в храме, но вы не поднимали на Меня рук (Лука 22:53), Я говорил явно миру; я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего (Иоанн 18:20).Иисус сам учит своих учеников не тайной, а открытой широкой проповеди: Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях (Матф 10:27).О том же свидетельствует также и опознание Петра иудеями (Матф 26:69).Наивно было бы предполагать, что знающие в лицо ученика Иисуса – Петра – нуждались в посторонней помощи для опознания самого учителя.

Кроме того, описание роли Иуды низводит Иисуса до уровня незначительного странствующего галилейского проповедника, возмутителя спокойствия, которого при аресте нельзя было даже узнать без посторонней помощи. «Память о том, что действительно побудило Иуду предать Иисуса, - сообщает Мережковский, - заглохла уже в самих евангелиях, "Воспоминаниях Апостолов", а может быть, и раньше, ещё до евангельских записей. Кажется, действительной причины Иудина предательства не знают, не помнят или не хотят помнить. Только повторяют: "…один из Двенадцати, один из Двенадцати", - каждый раз с новым, всё большим недоумением и ужасом… Образ Иуды, каким он является в евангельских свидетельствах, - только непонятное страшилище».

Читая евангелия, приходишь к однозначному выводу: Иуда Искариот не виновен в смерти Иисуса. Согласно церковному преданию, бог послал Иисуса на землю с единственной целью: в страшных муках своей кровью искупить грехи всего человечества.Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Марк 10:45, Матф 20:28).Многократно ещё до евангелистов эту мысль высказывал апостол Павел. Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Галатам 2:20). Который отдал Себя Самого за грехи наши (Галатам 1:3-4). Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу (Ефесянам 5:2). Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё (Ефесянам 5:25). Человек Иисус Христос, предавший Себя для искупления всех (1Тимофею 2:5-6). Иисуса Христа, Который дал Себя за нас (Титу 2:13-14). Принесши в жертву Себя Самого (Евреям 7:27). Явился для уничтожения греха жертвою Своею (Евреям 9:26). Примеры можно продолжить.

Согласно сообщений евангелий, Иисус, в отличие от апостолов, заранее знал и своё предназначение, и свою дальнейшую судьбу.Иисус же зная всё, что с ним будет… (Иоанн 1:23 и 18:4). Кроме того, все евангелисты в один голос сообщают нам, что он имел способность читать мысли людей. (Иисус) знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке (Иоанн 2:25).Иисус, зная помышления их, сказал… (Матф 12:25). Иисус, уразумев помышления их, сказал им… (Лука 5:22). Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им… (Марк 2:8). Они же помышляли в себе. Уразумев то, Иисус сказал… (Матф 16:7-8). Пришла же им (ученикам) мысль: кто из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их… (Лука 9:46-47). Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе (Матф 16:8). Иисус, уразумев, говорит им… (Марк 8:17). Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им (Иоанн 16:19).Аналогично Матфей 9:4, Лука 6:8, 11:17. Марк (9:34-35) говорит о том, что не получив ответа на вопрос: о чём дорогою рассуждали вы между собой? – начал говорить им об этих самых рассуждениях учеников. Следовательно, согласно библии, он прочитал мысли учеников. Несомненно, читал и мысли Иуды.

Иисус сам всё заранее продумал (или бог за него?) и знал: для того, чтобы стать мучеником, он должен быть предан, и «назначил» предателем Иуду. Вот что, согласно Иоанну, было на тайной вечере. Иисус говорит своим ученикам: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Он (Пётр), припавши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошёл в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее (Иоанн 13:21-22, 25-27). Иисус даже оскорбляет Иуду, называя его дьяволом (Иоанн 6:70),хотя, как мы только что увидели, дьявол в него вселился значительно позже и по воле самого Иисуса.

Иоанн говорит, что знал Он (Иисус) предателя Своего (Иоанн 13:11), Иисус от начала знал кто предаст Его (Иоанн 6:64), чего, естественно, «от начала» Иуда знать никак не мог. Иоанн говорит и о том, что самоубийство Иуды Искариота планировалось заранее. Иисус же, зная всё, что будет, вышел (Иоанн 18:4). То же подтверждает и автор книги Деяний апостолов. Сего (Иисуса), по определённому совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили (Апост 2:23). Бог же, как предвозвестил устами своих пророков пострадать Христу, так и исполнил (Апост 3:18). Собрались в городе сём на Святого Сына Твоего Иисуса Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя (бога) и совет Твой (Апост 4:27-28). О том же пишет и апостол Павел: Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого, по воле Бога (Галат 1:3-5).

Другими словами, сам Новый завет говорит, что Иуда исполнял волюбога,  получил от бога совет предать Иисуса. В этом случае Иуда предстаёт нам безвольной марионеткой, которой, дёргая за ниточки, управляет всевышний. Это снимает с него какую бы то ни было ответственность за содеянное. Разве совет,данный самим богом, не есть директива, обязательная к выполнению? Из христианского догмата, что всё творимое богом есть благо, можно заключить, что и Иуда, выполняя замысел божий, творил добро. Да и основной постулат библии, что всё предопределено богом и помимо его воли ничего не происходит - кто это говорит: «и то бывает, чему Господь не повелел быть»? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? (ПлИер 3:37-38), (аналогично Притчи Соломоновы 19:21, 16:9, 16:33), - подтверждает невиновность Иуды. То же говорит и Лука: Впрочем, Сын Человеческий идёт по предназначению (Лука 22:22). Да и сам Иисус говорит, что «предателя» в его окружение привёл не кто иной как бог:  Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего (Иоанн 6:65). (Аналогично Иоанн 17:6, 17:11).В другом месте говорится, что Двенадцать избрал сам Иисус: Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать (Лука 6:13), не двенадцать ли вас избрал Я? (Иоанн 6:70), не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Иоанн 15:16).

Возникает вопрос: если Иуда предаёт Иисуса в руки врагов «по совету божию», оправдывает ли бог его действия? Может показаться странным, но в Новом завете мы находим подтверждение выводу о том, что Иуда оправдан богом. Апостол Павел пишет:Любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует благу; ибо кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего; а кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил. Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их (Римл 8:28-30, 33).Мы уже определили, что Иуду привёл в число Двенадцати сам бог; он привёл, он и оправдал его. Оправдание – это не прощение. Оправдание означает полное снятие всех подозрений и возвращение честного имени подозреваемому. Оправдание не нуждается в прощении или помиловании. Иуда не нуждается в прощении. Он нуждается в человеческой справедливости.

Есть ещё один веский аргумент подтверждающий эту версию. Марк и Матфей сообщают о том, что все Двенадцать были наделены Иисусом способностью творить чудеса, в том числе и изгонять бесов из больных. Иисус говорит ученикам: больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Матф 10:8). Созвав же двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных (Марк 9:1-2).Иуда был в числе Двенадцати, наделённых Иисусом «властью над всеми бесами» и способностью изгонять их. Однако сам же Иисус утверждал, что сатана (дьявол) не способен изгонять бесов. Фарисеи же, услышавши сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою вельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? (Матф 12:24-26). То же говорит и апостол Павел: Не можешь пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и трапезе бесовской (1Коринфянам 10:21).Сопоставляя указанные утверждения Иисуса и Павла, можно с уверенностью заключить, что Иуда, наделённый способностью изгонять бесов,не мог быть сатаной.

В этом смысле любопытна параллель, которую проводит Мережковский между Иудой и Петром. «"Диаволом" назван Иуда, Пётр – "сатаною" (Матф 16:23); в чём-то на один миг они близнецы, двойники, почти неразличимые, - как сатана от дьявола. Нет, как один слабый и грешный человек – от другого, такого же грешного и слабого. Да и все остальные ученики, может быть, не лучше и не хуже этих двух: двенадцать Петров – двенадцать Иуд. Пётр от Господа "отрёкся" – тоже предал Его, но покаялся вовремя».

По словам Марка и Матфея, бог предопределил Иуде стать предателем, однако выбор мог пасть на любого другого из Двенадцати. Когда Иисус во время тайной вечери объявляет о готовящемся предательстве, это заставляет встревожиться всех учеников без исключения. Все они, один за другим, спрашивают учителя: не я ли, Господи? Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал (Матф 26:22,25). Невозможно найти подтверждение историчности слов, произнесённых на тайной вечере; и, тем не менее, следовало бы ожидать бурной реакции учеников. Однако никто не рассердился и не осудил Иуду. Трудно себе представить, что ученики, узнав о предательстве, сохранили спокойствие и продолжили ритуальную трапезу, а затем, как ни в чём ни бывало, отправились в Гефсиманский сад, устроились на ночлег и уснули глубоким беззаботным сном.

    Евангелисты, видимо, стремились показать исполнение очередного пророчества Ветхого завета, слов псалма Давида: даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту (Пс 40:10). Матфей говорит, что со смертью Иуды исполнилось пророчество Иеремии, который говорит: «и взяли тридцать сребренников, цену Оценённого, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь» (Матф 27:9-10). Но что-то путает уважаемый Матфей. Самый близкий по смыслу текст у Иеремии звучит так: И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять серебреников (Иер 32:9).Намного ближе к словам Матфея цитата из книги пророка Захарии: и они отвесят в уплату Мне тридцать серебренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я тридцать серебренников и бросил их в дом Господень для горшечника (Зах 11:12-13).

Более того, описание Матфеем предательства Иуды не согласуется с сообщением книги Деяний апостолов, где сказано, что Иуда приобрёл небольшой земельный участок на деньги, полученные неправедною мздою (без уточнения, за что), а позже умер в результате несчастного случая. Он (Иуда) был сопричислен к нам(апостолам) и получил жребий служения сего; но приобрёл землю неправедною мздою, и, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. В книге же Псалмов (Псалтири) написано: «да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нём(Псалом 68:26); и: достоинство его до примет другой(Псалом 108:8)» (Деяния 1:17-20). Подчеркну ещё раз: историю о самоубийстве Иуды рассказывает только Матфей! Ни Марку, ни Луке, ни Иоанну эта история не известна! В книге Деяний, как мы видим, приводится совершенно другая история, ни слова не говорится (как у Матфея) о раскаянии Иуды. Но традиционно, почему-то, принято считать, что события развивались именно «по Матфею».

Послушаем по этому поводу мнение исследователей библии. Австриец Штраус: «Между обоими рассказами нет ничего общего, кроме скоропостижной или внезапной смерти Иуды и сходного наименования некоего участка земли в окрестностях Иерусалима (земля крови). Но сообщение о внезапной смерти предателя было постулатом христианского сознания, независимо от исторической достоверности его, а сообщение о наименовании участка земли "землёй крови" само по себе вполне правдоподобно, но могло и не иметь никакого отношения к предателю, ибо христианская легенда могла произвольно приурочить "землю крови" к кровавому деянию предателя Иуды». Француз Ренан: «По одному преданию, он убил себя, по другому – упал на своём поле, вследствие чего внутренности его выпали на землю. По мнению иных, он умер от чего-то вроде водяной (болезни), сопровождаемой отвратительными явлениями, что и принято было за небесную кару. Может быть, удалившись на своё поле Акельдама, Иуда жил там тихо и незаметно, когда его прежние друзья готовили завоевание мира и распространяли слух о его позоре. Может быть также, что ужасающая ненависть, нависшая над его головой, кончилась каким-нибудь актом насилия, в котором и усмотрели перст Божий».

Удивительно и то, что Иуда не принимает участия в качестве свидетеля в разбирательстве синедрионом дела Иисуса, проводимом сразу же после предательства и ареста. Это странное обстоятельство становится ещё более странным в свете утверждений Марка, Матфея и Луки, что суду недоставало улик из-за противоречивых и недостоверных свидетельских показаний. А Иуда был классическим свидетелем со стороны обвинения. В конечном счёте, он обладал точной информацией, ему были известны «изнутри» учитель и его взгляды.

 Исходя из текстов евангелий, предательство Иуды можно объяснить тремя причинами.

1. Предательство было частью «божественного плана» спасения грешного человечества. Иуда был орудием в руках бога. Он не имел ни возможности, ни права восстать против «божьей воли». Следовательно, его не в чем упрекнуть. В словах Иисуса мы находим этому подтверждение. Никто не отнимет её (жизнь) у Меня, но Я Сам отдаю её (Иоанн 19:18). Иисус набрасывается с упрёками на одного из своих учеников, Петра, который с мечём в руках пытался защитить учителя от ареста и тем самым сорвать выполнение «божественного плана». Он говорит Петру, явно с возмущением: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть (Матф 26:53-54). Думаю, читатель со мной согласится, но Иисус, по описанию евангелистов, просто из кожи лезет вон, чтобы быть арестованным и казнённым.

2. Иуда не выполнял «волю бога», а действовал, исходя из собственных корыстных интересов. Он обманул доверие Иисуса, был волком в овечьей шкуре и жестоко предал его. Тем не менее, Иисус не сердится на него и встречает прощением и любовью. Но к каким выводам приводит такое толкование? Иисус заблуждался; он был просто человеком, плохо разбирающимся в людях и способным на ошибки. Он позволил обмануть себя; хитрец Иуда обвёл его вокруг пальца. Даже «всемогущий» и «всевидящий» бог не смог (или не захотел?) защитить своего сына. Да и сам Иисус, по сообщениям евангелий, как было сказано выше, обладал способностью читать мысли людей. Нонсенс! Абсурд!

3. Иисуса никто не обманывал, он с самого начала знал свою судьбу и своё будущее вплоть до мельчайших деталей (Марк 8:31, 9:9-10, 9:1-32, 10:33-34; Матф 16:21, 17:9, 17:22-23, 20:17-19, 26:1-2, Лука 9:22, 9:43-45, 18:31-34) предвидел поведение Иуды и знал, что тот его предаст (Матф 26:21, 26:23, 26:25; Иоанн 6:64, 13:18,21). Тогда следует спросить, почему Иисус не остановил Иуду и не предостерёг от греха своего ученика? Участь, постигшая Иуду, настолько ужасна, что слова Иисуса, сказанные Иуде при аресте: друг, для чего ты пришёл? (Матф 26:50), - звучат просто цинично. Видимо, про себя Иисус подумал: «Пропади ты пропадом, Иуда!» Иисус не только не пытался разубедить Иуду, но и сам подталкивал его к осуществлению предательства: Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее (Иоанн 13:27).Библеист Йенс пишет: «Какое дело Иисусу до петли и пеньки, которые затянутся петлёй вокруг шеи Иуды? В конце концов, у него есть свой крест!» Как же совместить всё это с заповедью любви, проповедуемой Иисусом, как увязать это с молитвой не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (Матф 6:13), которую преподал Иисус своим ученикам? То, что он просит бога не делать по отношению к нему самому, он, учитель, делает с одним из своих учеников, вводит в искушение. Это не Иисусу нужно прощать Иуду, а Иуде следует простить Иисуса.

Предателя и истинного виновника смерти Иисуса в Новом завете называет Павел, причём так, что двух мнений быть не может. …Тот (бог), Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Римл 8:32). Вот истинный предатель и найден! Исследователь Михайлов пишет: «Не дьявол руководит помыслами Иуды, а Бог-Отец».

 «На самом деле поцелуй Иуды олицетворяет собой прощальный жест, жест посвящённых в известную лишь им высшую тайну двух мучеников, один из которых шёл на физическую смерть во имя вечной славы, второй – во имя вечного позора. Своим поцелуем Иуда выражает преданность Иисусу, прощание с горячо любимым другом и товарищем. Считать поцелуй только знаком стражникам было бы в корне неверно. Куда проще и надёжнее было бы просто взять Иисуса за руку или схватить за плечо и передать его посланникам фарисеев. Эта версия логична и стройна со всех отношениях, в ней нет изъянов и смысловых натяжек».

В 1960 году один немецкий монах-францисканец с одобрения своего ордена и при поддержке католического епископа Иерусалима инициировал в Ватикане судебное разбирательство. Он предлагал оправдать Иуду по следующим основаниям. «Я прошу Святейший Престол объявить о том, что Иуда достиг небесной славы и заслуживает всеобщего почитания. Ибо его одного и никого другого следует благодарить, за то, что исполнились слова, сказанные о Сыне Человеческом в Законе и Пророках. Без Иуды нет креста; без креста нет исполнения плана спасения. Без этого человека невозможна Церковь». Новое – это хорошо забытое старое и мнение ордена францисканцев не является чем-то новым в христианской теологии. Отец церкви Ориген (185-254 годы нэ) понимал смерть Иисуса на кресте не как результат дьявольского, подлого предательства, а как священную неизбежность в «великом божественном плане»; она – не несчастная случайность, а давно запланированное событие. Эта же мысль высказывалась в разное время разными словами различными людьми, но суть одна. Английский писатель и философ Томас де Куинсли пишет: «Не одно дело, но все дела, приписываемые традицией Иуде Искариоту, - это ложь». Христианский философ Мережковский: «Камни в Иуду надо кидать осторожнее – слишком к нему близок Иисус». Христианский автор книги «Иуда Искариот» С.Михайлов: «Так называемое предательство, послужившее выполнению великой миссии Иисуса, не есть грех или преступление, а есть добро, угодное Богу и совершённое во благо всего человечества».

Глубоко вдохнём и выдохнем, потрясём головой. Всё, сказанное выше мы выстраивали из христианских догматов и предположения, что всё, написанное в Новом завете, является абсолютной правдой. Давайте же теперь просто представим себе, что предательство имело место. И исходя из простой логики и здравомыслия подумаем: какие же мотивы были у Иуды? Кстати этим вопросом задавались и до нас многие исследователи, поэтому основа для рассуждений имеется.

 Одним из возможных мотивов действий Иуды называется корысть – наиболее очевидный мотив: тридцать сребреников – вот приманка, на которую он попался. Действительно, это самое популярное, самое простое и самое очевидное объяснение – объяснение, лежащее на поверхности. Было бы слишком упрощенно всё сводить к жадности. Да и Иисус не взял бы к себе столь корыстолюбивую личность, и сам Иуда за ним не пошёл бы: для чего это нужно было оставить комфорт, имущество, благополучную жизнь (Марк 10:28). При этом перспективы получить в будущем что-то материальное взамен были крайне туманны. Ни один прагматичный человек ими бы не прельстился. Корыстный человек не пошёл бы на следующий день после предательства и не бросил бы сребреники под ноги первосвященниками иерусалимского храма.

 Кроме всего прочего, если принять на веру сообщение Иоанна, что Иуда приворовывал из кассы общины (Иоанн 12:6), которую он носил, то предательство Иисуса кажется нецелесообразным и нелогичным: в этом случае Иуда лишался бы возможности воровать в дальнейшем. Э.Ренан: «Одной скупостью, которую синоптики (Марк, Матфей и Лука) выставляют мотивом указанного преступления, его не объяснить. Было бы странно, если бы человек, в руках которого была касса и который знал, что он терял со смертью своего главы, променял выгоды своего положения на ничтожную сумму денег». Д.Штраус: «Синоптическое повествование не выясняет и мотивов предательства Иуды, так как предложенная ему сумма денег была весьма ничтожна – 30 сребреников».

Другим мотивом действий Иуды называется зависть. Но мне кажется, вряд ли Иуда пошёл бы на предательство, движимый завистью. Завидовать-то было нечему. Полунищенскому существованию Иисуса? Гонениям на него, постоянным преследованиям? Полулегальному образу жизни, сопряжённой с опасностями и лишениями? Некоторые исследователи говорят, что Иуда завидовал славе лидера, славе подвижника. О какой славе они говорят? Завидовать, что Иисус собрал вокруг себя один-два десятка последователей, нищих и оборванных? Которые, к тому же, разбежались при первой опасности. Нет, мне кажется, такой «славе» не позавидуешь.

Некоторые исследователи библии считают разочарование Иуды в своём учителе основополагающим мотивом преступления. Перед нами драма взаимоотношений (не описанная подробно в евангелиях) или, возможно, разочарование в мировоззрении. В конце концов, «Царство», обещанное ещё Иоанном Крестителем, так и не пришло. Иуду всё больше раздражали и их бесконечные скитания, и почитание, которым Иисуса окружали другие ученики. Выскажем предположение, что после акции Иисуса в храме с перевёртыванием столов торговцев и менял, Иуда решил, что оставаться в сомнительной общине становится смертельно опасно.

О разочаровании Иуды в разных вариациях говорят многие исследователи. Э.Шюре: «Надо думать, что эта чёрная измена была вызвана не низкой жадностью к деньгам, но честолюбием и несбывшимися надеждами. Иуда, отличавшийся холодным эгоизмом и духом позитивизма, не способный на малейший идеализм, мог сделаться учеником Христа из одних лишь мирских побуждений. Он рассчитывал на немедленное земное торжество Пророка (Иисуса) и на своё собственное возвышение. Когда Иуда увидел, что дела принимают худой оборот, ученики на плохом счету и сам он обманут во всех своих ожиданиях, разочарование его превратилось в ярость. Несчастный предал того, кого считал неистинным Мессией, обманувшим его надежды». Русский философ Н.Лосский: «В свою любовь к Иисусу Христу Иуда вложил фанатическую мечту о Мессии, как о земном царе, который освободит еврейский народ извне от политического порабощения и изнутри – от разделения на бедных и богатых».

Израиль времён Иисуса ждал прихода Мессии-царя, Мессии-освободителя, Мессии-защитника, Мессии-героя, воинственного, способного поднять народ на борьбу и освободить его от римского владычества, - но никак не Мессии-аскета, Мессии-подвижника, Мессии-целителя и чудотворца, проповедующего непротивление злу и смирение. Вполне вероятно, что Иуда был верен традиционным взглядам и верованиям народа Израиля на миссию ожидаемого Мессии. Исходя из этого, Иуду можно назвать истинным патриотом Израиля и его народа, жаждущим освобождения от гнёта Империи, призывающим к бунту, восстанию. Разочарование в методах и целях, которые ставил перед собой и своими учениками Иисус, вполне могло толкнуть Иуду на предательство.

Таким же представлял себе Иуду Мережковский. «Может быть, Иуда Галилеянин (предводитель антиримского восстания в Галилеи в 6 году нэ) – ложный Мессия тех дней – похож на Иуду Искариота: оба против римской власти, бунтовщики-революционеры, по-нашему. Главная черта обоих – нетерпеливое, со дня на день, с часу на час, ожидание царства Божия. "Скоро, ещё во дни жизни нашей, да придёт Мессия и да освободит народ свой", - в этот святейшей молитве Израиля главное слово для обоих Иуд – "скоро". Всё равно, победить или погибнуть, только бы скорей, - не завтра, а сегодня – сейчас. Если так, то понятно, почему Иуда пришёл к иисусу в те дни, когда думали все, что царство Божие наступит "сейчас" (Лука 19:11), и отошёл от него, когда понял, что не сейчас, - надолго отсрочено… Больше всех верил Иуда в царство Божие и усомнился в нём больше всех… Чем подкуплен Иуда? Золотом? Нет, спасением Израиля».

Будучи вменяемыми людьми, ещё один мотив действий Иуды, приводимых христианскими исследователями – влияние сатаны – мы рассматривать не будем.

Отдельные исследователи считают, что причиной предательства была  истинная вера в Иисуса, сочетаемая с сомнениями. С удивительным единодушием синоптические евангелия почти слово в слово повторяют слова Иисуса с пророчествами о собственной судьбе (Марк 8:31, 9:9-10, 9:31-32, 10:33-34, Матф 16:21, 17:9, 17:22-23, 20:17-19, 26:1-2 Лука 9:22, 9:43-45, 18:31-34). Он предсказывает: во-первых, своё пленение, избиение и смерть на кресте; во-вторых, своё грядущее воскресение «на третий день»; в-третьих, что он будет предан одним из своих учеников; в-четвёртых, конкретно день, когда будет предан. Евангелия свидетельствуют, что ученики ничего из сказанного не поняли и остались глухи к его словам. А непонимание рождает неверие – иначе как ещё можно объяснить смятение учеников, граничащее с откровенной трусостью, вплоть до отречения (Пётр). Предполагается, что только Иуда был единственным из Двенадцати, кто услышал Иисуса, кто искренне поверил ему. Именно эта вера и толкнула его на предательство, чтобы исполнилось всё предсказанное учителем. Возможно, он тешил себя надеждой, что всё произойдёт как с Авраамом в известной легенде о принесении в жертву Исаака.

Христианскими исследователями приводится и такой довод, как прямое указание Иисуса.Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее (Иоанн 13:27).Согласно этой версии, основанной только на тексте евангелия от Иоанна, самого ненадёжного источника, Иуда пошёл на предательство по прямому указанию Иисуса. При этом Иоанн о сговоре Иуды с иерусалимскими первосвященниками не упоминает. Указание, прозвучавшее на тайной вечере, но никем, кроме Иуды не понятое, было завершающим этапом всего плана «предательства». Страшась своей душевной слабости, Иисус даёт прямое указание единственному, в ком был уверен более всего, - Иуде Искариоту, - поскорее помочь ему в завершении своей миссии. Но эта версия имеет столько видимых недостатков, что никем всерьёз не воспринимается.

Чем я больше вникал с суть «предательства» Иуды, тем чётче вырисовывался вывод: ничего не было. Всё повествование построено на сплошных противоречиях и несогласовках, видимых даже при поверхностном прочтении. При внимательном же рассмотрении какую либо стройную картину нарисовать невозможно, настолько вопиющи противоречия Нового завета. Была ночь (Иоанн 13:30). Чёрная ночь – чёрная измена – черная душа предателя – как символична эта ассоциативная цепочка, мистически выстроенная авторами евангелий. Все основные действия Иуда приходятся на ночь – излюбленное преступниками время суток. Самым логичным сценарием во всей этой истории предполагается такой. Иисуса никто не предавал, в этом не было совершенно никакой необходимость. А арестован он был из-за того, что его «странные» проповеди будоражили иудейский народ. На появление в сценарии евангелий «роли» Иуды, возможно, повлияли кумраниты. Ведь их Учителя праведности, преданного «человеком лжи», преследовал (и не безуспешно) «нечестивый жрец». В христианских преданиях роль «человека лжи» сыграл Иуда.

Нелишне будет здесь заметить одну немаловажную деталь: Иисус в евангелиях ни разу не называет Иуду словом «предатель», а использует выражения типа: Сын Человеческий будет предан; один из вас предаст Меня; человек, которым Сын Человеческий предаётся; предающий Меня; предаёшь Сына Человеческого.Слово «предатель» упоминается во всех четырёх евангелиях только трижды (Лука 6:16; Иоанн 18:2, 18:5). Причём, во всех трёх случаях эти слова принадлежат самим евангелистам, а следовательно, представляют собой не более, чем их субъективную оценку.

В заключение хочу обратиться к верующим. Если допустить, что христианская вера права, и всё с Иудой происходило именно так, как это излагает церковная традиция, то каждый верующий при необходимости может повторить его печальную участь. Библейская история Иуды неприкрыто говорит о том, что одна, единичная особь под названием «человек» ничего не стоит в осуществлении «божественных планов». Не отсюда ли пошла, широко распространённая в не столь далёкие времена, поговорка «лес рубят, – щепки летят», приписываемая нынешними «демократами» Сталину. Несмотря на словоблудие о «человеколюбии» религии, из-под овечьей шкуры проглядывают волчьи клыки.

За что же пострадал Иуда, доведённый Иисусом до самоубийства???!!! По нынешним временам это, – доведение до самоубийства, - статья Уголовного кодекса Российской Федерации. Получается, что по сегодняшним меркам Иисус – обычный уголовник!!! А бог – соучастник преступления!

Представим на минуту, что никакого предательства не было, не было сговора с первосвященниками, не было тридцати сребреников, ареста в Гефсиманском саду, суда, бичевания и страданий. Не было смерти на распятии. Чем бы в этом случае закончилось служение Иисуса? Можно предположить, что его маленькая община так и продолжала бы странствовать по земле древнего Израиля, проповедовать приближение «царства божьего», исцелять больных, наставлять грешников на путь добра и истины, вселять в несчастных соплеменников призрачную надежду на грядущее «спасение». Сколько лет продолжалось бы служение Иисуса и его учеников? Скольким гонениям подверглись они? Возможно, Иисус дожил бы до глубокой старости и умер бы в окружении свои убелённых сединами апостолов. Прошло бы десять, двадцать лет – и даже имя этого нищего чудака и бродяги навсегда стёрлось бы из памяти людской и навсегда исчезло для последующих поколений. Да, конец земного служения Иисуса мог бы быть тихим, незаметным и бесславным – если бы ни Иуда Искариот! Не было бы истории «предательства», не стало бы истории «страстей господних», не возникло бы христианство!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всем привет, меня зовут Никита! Так сложно оставаться успешным среди лайвджорналовских акул... Иногда приходится совершать самые низкие поступки, чтобы не затеряться во всей этой суете. Надёжный способ остаться на плаву - следовать трендам. Вот и ...
Зачем скоблить дорогу шипами? Лучше перейти на дождевую резину! Без очередей! А что выбираете вы? Кстати, у меня есть карта Роснефти с халявным бензином, но я её не продам)) ...
Отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счете невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла. Около трети моих случаев — это страдание не от какого-то клинически определимого невроза, а от бессмысленности и бесцельности соб ...
Это важный пост, дорогие друзья. У меня есть хорошие новости. Наверное, вы замечали, что я не комментировал вопросы, связанные с переговорами о политических коалициях и приближающимися выборами в Госдуму. В моём блоге с осени прошлого года вы могли видеть, в основном, посты про мою активн ...
В город Любим мы вроде ехать не собирались. Просто он был по пути из Вологды в Кострому, просто всё равно нужно где-то останавливаться разминаться, просто понравилось название (это старое русское имя), просто вдруг мелькнули за окном какие-то башни и руины... Итак, что можно увидеть в ...